Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Народ свои деньги считать рано или поздно научится, достаточно посмотреть на опрпос, есть ли у Вас карта ЕТК. В прошлом году их было в разы меньше, надеюсь люди у которых ещё нет карты, которые до конца не понимают суть данной ветке и усердно минусуют (а их все еще большинство) после приобретения таковой инвертируют свои значечьки на всех 62 страниц
Полностью с Вами согласна. Я бы плюсовала, но пока не могу А сама уже год как езжу по такой и в основном из-за удобства: эти зверские кондукторы насыпят сдачу со 100 руб по 2 рубля - потом ходи как с гирей.
Полностью с Вами согласна. Я бы плюсовала, но пока не могу А сама уже год как езжу по такой и в основном из-за удобства: эти зверские кондукторы насыпят сдачу со 100 руб по 2 рубля - потом ходи как с гирей.
Не переживайте, такими темпами скоро общественный транспорт в Чебоксарах вымрет вместе со зверскими кондукторами. Будете ездить на такси, платить 100 рублей и никто вам мелочи сыпать не будет!
Сообщение отредактировал serega1986 - Feb 20 2017, 10:26
А то это не было ясно из предыдущего вашего комментария. Спасибо, что теперь прояснили ситуацию!
Во-первых, с чего вы решили, что водителю будет интересно разглядывать суммы остатков на билетах? Ему делать больше нечего? В троллейбусах вы часто видите кондукторов, изучающих суммы остатков на билетах, прежде чем отдать пассажирам? А ведь в отличие от водителя руки у кондукторов рулем не заняты и внимание на дорогу не отвлекается.
Во-вторых, если вопрос секретности настолько сильно вас беспокоит, что вы желаете исключить даже теоретическую возможность просмотра водителем вашего билета, то можете его попросить протянуть вам терминал - как протягивают кондукторы в троллейбусах. Брать терминал в руки вовсе необязательно. А потом сразу же отрывайте билет, чтобы водитель не успел его, не дай бог, увидеть. Да и наличку, как правильно подсказал anatoly05, никто не отменял.
В-третьих, речь шла исключительно о том, что вы не хотите, чтобы кто-то увидел ваш суперсекретный остаток на карте. Поэтому не переводите обсуждение на темы: - сколько вы собираетесь хранить на транспортной карте; - личное или не личное ваше дело решать, сколько вы там собираетесь хранить; - помню ли я номер своей карты или не помню; - степень моей уверенности, что я получу обратно именно свою карту; - обсуждение кажущейся синонимичности понятий "неустановленные лица" и "неопределенный круг лиц"; - и т.п. Это выглядит не более как желание побыстрее увести разговор подальше от ставшей вам неудобной темы. Особенно ярко это демонстрирует ваша корявая попытка перевести разговор совсем на другие карты - банковские и при этом заранее выставить меня идиотом, пишущим PIN-коды прямо на них. Очень некрасивый вброс.
Спасибо, но в данном контексте мы обсуждаем не возможность хоть как то оплатить проезд, а работу карт ЕТК.
Вам бы самим контекст не терять (см. выше).
Такой огромный текст и никакой полезной информации. Вы умеете писать рекламные статьи. Это радует. Вот только перестаньте обсуждать меня, мои мотивы и прочее - это лишнее.
Финансовая информация о средствах пользователя ЕТК не должна быть доступной посторонним лицам, независимо от ее размера. Примечательно, что вы с каждым разом все настойчивее пытаетесь приуменьшить важность проблемы. Вы разработчик?
Цитата(Чайник @ Feb 19 2017, 19:07)
К чему это все., плати живые деньги в чем проблема то?
Цитата(anatoly05 @ Feb 19 2017, 21:39)
все описанные вам неудобства ЕТК исчезают при оплате наличкой - проблема решена.
Отличный способ. Спасибо.
--------------------
Public opinion is a deliberately false opinion, since most people are complete idiots. Edgar Allan Poe
Не переживайте, таким темпами скоро общественный транспорт в Чебоксарах вымрет вместе со зверскими кондукторами. Будете ездить на такси платить 100 рублей и никто вам мелочи сыпать не будет!
Неа, ни разу не верю! Хоть один из владельцев маршрута уходит? Нет. Ругаются, скрепят зубами, но покупают аппараты и возят по установленным ценам. Не все пока, но это только вопрос времени. А общественный транспорт всегда поддержит правительство.
Неа, ни разу не верю! Хоть один из владельцев маршрута уходит? Нет. Ругаются, скрепят зубами, но покупают аппараты и возят по установленным ценам. Не все пока, но это только вопрос времени. А общественный транспорт всегда поддержит правительство.
Ага автобусников они хорошо поддерживают , те скоро как вид исчезнут
Неа, ни разу не верю! Хоть один из владельцев маршрута уходит? Нет. Ругаются, скрепят зубами, но покупают аппараты и возят по установленным ценам. Не все пока, но это только вопрос времени. А общественный транспорт всегда поддержит правительство.
Хотите верьте, хотите нет! Я не собираюсь вас в чем-то убеждать! При чем здесь владельцы маршрутов? Основная масса маршруток находится в собственности у мелких предпринимателей, как только для них этот бизнес станет нерентабельным, то никто не будет вас катать за свой счет. Я в пассажирских перевозках 6 лет и с каждым годом прибыль все меньше и меньше, кормлю только разных посредников и еще не поймешь кого. Чувашавтотранс почти банкрот, троллейбусное управление имеет тоже огромные долги. Никто не будет из года в год кормить убыточное предприятие. К тому же, пока властьимущие в Республике не сменятся все будет только хуже.
Сообщение отредактировал serega1986 - Feb 20 2017, 11:06
Хотите верьте, хотите нет! Я не собираюсь вас в чем-то убеждать! При чем здесь владельцы маршрутов? Основная масса маршруток находится в собственности у мелких предпринимателей, как только для них этот бизнес станет нерентабельным, то никто не будет в вас катать за свой счет. Я в пассажирских перевозках 6 лет и с каждым годом прибыль все меньше и меньше, кормлю только разных посредников и еще не поймешь кого. Чувашавтотранс почти банкрот, троллейбусное управление имеет тоже огромные долги. Никто не будет из года в год кормить убыточное предприятие. К тому же, пока властьимущие в Республике не сменятся все будет только хуже.
Меня ни в чем убеждать и не надо. Если бы кто то хотел уйти - уже бы ушли. А раз сегодня вышли на маршрут, то априори согласились с поставленными условиями. Придут другие, которые согласятся на эти условия.
Нет конечно, за зарплату. Ну вот к примеру как у меня: работаю в федеральном госоргане. С апреля нам должны повысить оклады - даже знаем на сколько. Сказали сразу: премии и кое какие надбавки снимут и получать всё равно будем столько же. Ни один человек у нас увольняться не собирается!
Думаю в бОльшинстве и с маршрутчиками будет тоже самое.
Нет конечно, за зарплату. Ну вот к примеру как у меня: работаю в федеральном госоргане. С апреля нам должны повысить оклады - даже знаем на сколько. Сказали сразу: премии и кое какие надбавки снимут и получать всё равно будем столько же. Ни один человек у нас увольняться не собирается!
Думаю в бОльшинстве и с маршрутчиками будет тоже самое.
а если скажут что получать будете меньше, процентов на 30?