Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Там, деятели неправильно указали тариф: вместо стоимости проезда указали стоимость провоза багажа расстояние тариф 1–25 км...........14 руб 26–50 км. ........28 руб. и т.д., а должно быть 1. Перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении транспортными средствами категорий «М2»*, «М3»*: за 1 км
1.1. при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда** 2,09 руб. 1.2. при оплате наличными денежными средствами 2,62 руб
Цитата(sun! @ Feb 19 2017, 18:53)
А что если с завтрашнего дня маршрутчики будут возить только за наличку?! Вот тупо плати и едь! Нет денег-нет проезда. И никто им ничего не сделает! А вот так и надо бы сделать, только хрен договорятся меж собой...
Есть вот как раз возможности оформить нарушения по статье 14.8 КоАП РФ (представители УГАДН и Минтранса ЧР уже выходили пугать край непуганых ..., но формально по статье тягает Роспотребнадзор). Как именно описывал ранее, а за высадку пассажира с ЕТК, по закону можно вообще приостановку деятельности получить (с последующей утратой маршрута и возможной утратой лицензии). P.S. Судя по разговорам со знакомыми, некоторые ушлые деятели активно агитируют своих коллег-конкурентов протестовать, при этом сами выполнять будут, и готовятся занять маршруты тех кто будет убран с маршрутов за нарушения после "разбора полетов".
--------------------
Излагаю позицию с точки зрения закона. Активисты со своими неадекватными хотелками: хоть ЕР, хоть ПАРНАСА и пр. идите лесом
Красочно рассказали и показали как купить карту. Вот только есть вопросы, которые вообще не освящены:
А почему покупка только за наличные? Почему нельзя списать с карты Сбербанка? Для чего привязка к телефону? даже если ты пополняешь карту на сумму денежной купюры какую сдачу (нулевую) мне отправят на телефон?
Банкоматы невозможно виснут. Из 10 банкоматов, установленных в офисе пополняют карту максимум 1 или 2. Неужели трудно прикрепить этот кармашек для карточки на все терминалы и обновить программу.
При пополнении транспортной карты надо дождаться 2х чеков. Может возникнуть ситуация, когда деньги приняты Сбербанком, но на карту транспортную не упали. Они зависли в непонятных платежах. Очень много таких случаев, надо идти в отделение Сбербанка и писать заявление и ждать результата. Неприятна ситуация, когда ты уверен, что деньги на карте есть, а в троллейбусе сталкиваешься, что их нет.
Сама имею карту уже 2 года. Активно стала пользоваться последние 2 месяца.
Сообщение отредактировал NB5010 - Feb 19 2017, 19:29
Красочно рассказали и показали как купить карту. Вот только есть вопросы, которые вообще не освящены: А почему покупка только за наличные? Почему нельзя списать с карты Сбербанка?
С чего такой вывод? Без проблем и купить и пополнить можно с карты Сбербанка.
На 49 маршруте висит объявление, что с 20 числа проезд 20 рублей (наличкой и картой), терминалы будут скоро установлены. Только не понятно терминалы ЕТК или других банков.
На 49 маршруте висит объявление, что с 20 числа проезд 20 рублей (наличкой и картой), терминалы будут скоро установлены. Только не понятно терминалы ЕТК или других банков.
Сегодня утром на работу поехал на 42 маршрутке, стоимость проезда по карте ЕТК - 19 рублей. Разбираться не стал, так как у пассажиров и без меня проблем хватало.
В Чебоксарах проезд в общественном транспорте подорожал на 2 рубля
Этот день настал: отныне проезд за наличку в маршрутке – 22 рубля, в троллейбусе – 17 рублей, в автобусе – 18 рублей. По ЕТК - на 4 рубля дешевле (в каждом виде транспорта).
"Посмотреть фото"
Сегодня водителям маршруток и кондукторам все утро приходится сообщать эту радостную новость спешащим на работу чебоксарцам.
Общественный транспорт
Новая цена (наличными)
Cтарая цена (наличными)
Новая цена по ЕТК
Старая цена по ЕТК
Маршрутка
22
20
18
19
Троллейбус
17
15
13
14
Автобус
18
16
14
15
Маршруток Чебоксары-Новочебоксарск это пока не касается, но лишь до 1 марта: в первый день цены вырастут и там.
Почему маршрутчики сегодня с утра берут за проезд по карте ЕТК 19 рублей??? Где контроль за стоимостью проезда? АУУУУ...Министерство транспорта, вы где?
Почему маршрутчики сегодня с утра берут за проезд по карте ЕТК 19 рублей??? Где контроль за стоимостью проезда? АУУУУ...Министерство транспорта, вы где?
Скорей всего маршрутчики не успели или не захотели обновлять свои терминалы, т.к. вчера было воскресенье, вот они и не стали заморачиваться..