Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
В законе "О защите прав потребителя" есть полезная норма:
п. 4. ст. 16.1 этого закона устанавливает: При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.[U]
Вчитываемся, делаем выводы
Сообщение отредактировал Todes - Feb 17 2017, 10:54
В законе "О защите прав потребителя есть " есть полезная норма:
п. 4. ст. 16.1 этого закона устанавливает: При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.[U]
Вчитываемся, делаем выводы
это не продавец установил, а администрация города. и это 2 тарифа: по карте и наличкой
Сообщение отредактировал Sx_4 - Feb 17 2017, 10:57
это не продавец установил, а администрация города. и это 2 тарифа: по карте и наличкой
Ну конечно же, Администрация города выше какого то там федерального закона, два тарифа на одну и ту же услугу это совершенно другое чем две разные цены на одну и ту же услугу, а наличка и карта это не тоже самое что наличная и безналичная оплата
Сообщение отредактировал Todes - Feb 17 2017, 11:02
"Что касается проездных на межмуниципальных маршрутах, цены увеличатся на 9,6%:" Это "по нашему": "Льготники смогут получить с этой суммы 150 рублей компенсации – вместо отмененных льготных проездных" - за которыми еще побегать надо, а тут как раз на 150 руб. и повышают (свыше 20 км до 25 км включительно вместо 1576- 1727). Вот тебе и "льгота". Обещали же, что по электронным документам (проездной на пригород разве не такой есть?) проезд останется на прежнем уровне? Почему это должно касаться только городских маршрутов?
Проездной для школьников и студентов обойдётся в 500 рублей, стоимость остальных проездных останется на прежнем уровне (троллейбус – 700 рублей, автобус – 750, а на оба вида транспорта – 1050 рублей.).
Опа, опа, какой такой проездной для школьников? Анулировали давно уже их. Денег же нет, держаться надо.
Проездной для школьников и студентов обойдётся в 500 рублей, стоимость остальных проездных останется на прежнем уровне (троллейбус – 700 рублей, автобус – 750, а на оба вида транспорта – 1050 рублей.).
Опа, опа, какой такой проездной для школьников? Анулировали давно уже их. Денег же нет, держаться надо.
В законе "О защите прав потребителя" есть полезная норма:
п. 4. ст. 16.1 этого закона устанавливает: При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.[U]
Вчитываемся, делаем выводы
а в Москве уж какие нарушители то этого закона
///Новые тарифы на общественный транспорт Москвы утверждены на заседании президиума правительства столицы во вторник.
Согласно документу, стоимость “Единого” (дает право проезда в метро, на МЦК, монорельсе и на наземном транспорте) на одну поездку повысится с 50 до 55 рублей, на две поездки - со 100 до 110 рублей, на 20 поездок - с 650 до 720 рублей, на 40 поездок - с 1300 до 1440 рублей, на 60 поездок - с 1570 до 1700 рублей. ..... Проезд по карте “Тройка” в общественном транспорте (за исключением наземного транспорта) подорожает с 32 до 35 рублей за поездку, на наземном транспорте - с 31 до 35 рублей, в режиме билета “90 минут” - с 49 до 54 рублей. Билет “90 минут” (дает право проезда один раз за полтора часа на метро и неограниченное число раз на наземном транспорте) на одну поездку повысится с 60 до 65 рублей, на две поездки - со 120 до 130 рублей, на 60 поездок - с 2400 до 2650 рублей. даже не 2 разных тарифа, а больше. Ух ты они какие
Сообщение отредактировал Хаттон - Feb 17 2017, 13:18
Может кому будет интересно. Перевозчики, да и на форуме часто говорили, что тема изменения тарифов на проезд в ОТ г. Чебоксары обсуждается в администрации "в узком кругу". После моего заявления на имя А. Ладыкава с просьбой приглашать депутатов ЧГСД на совещания по теме изменения тарифов на общественный транспорт, меня, депутата Ладилова и депутата Никонорова пригласили на одно из совещаний. В общем, есть пара интересных на мой взгляд моментов по обсуждаемой теме...
"Что касается проездных на межмуниципальных маршрутах, цены увеличатся на 9,6%:" Это "по нашему": "Льготники смогут получить с этой суммы 150 рублей компенсации – вместо отмененных льготных проездных" - за которыми еще побегать надо, а тут как раз на 150 руб. и повышают (свыше 20 км до 25 км включительно вместо 1576- 1727). Вот тебе и "льгота". Обещали же, что по электронным документам (проездной на пригород разве не такой есть?) проезд останется на прежнем уровне? Почему это должно касаться только городских маршрутов?
"Как сообщалось, уровень инфляции по итогам 2016 года составил 5,4%. По прогнозу ЦБ, в 2017-2019 годах показатель составит по 4% ежегодно". Вопрос все же остается, почему именно на цены проездных на межмуниципальных маршрутах увеличатся на 9,6%? После отмены льготных проездных перевозчикам и так будет "лафа" - "губа не треснет"?
Может кому будет интересно. Перевозчики, да и на форуме часто говорили, что тема изменения тарифов на проезд в ОТ г. Чебоксары обсуждается в администрации "в узком кругу". После моего заявления на имя А. Ладыкава с просьбой приглашать депутатов ЧГСД на совещания по теме изменения тарифов на общественный транспорт, меня, депутата Ладилова и депутата Никонорова пригласили на одно из совещаний. В общем, есть пара интересных на мой взгляд моментов по обсуждаемой теме, для общего понимания как все это проходило ...
48 маршрут (Айрапетян В.), выступающий за поднятие цен и внедрение "ЕТК": [media]https://soundcloud.com/lakost86/48-marshrut-ayrapetyan-v-cheboksary[./media] - Слушать
Чувашавтотранс выступающий за поднятие цен и внедрение "ЕТК": [media]https://soundcloud.com/lakost86/13-fevr-14332-soveshchanie-xtjrcfhs[./media] - Слушать
С первым днем весны проезд в маршрутке между Чебоксарами и Новочебоксарском обойдется в 25 рублей (24 по ЕТК), в автобусе – 21 рубль (20 по ЕТК).
с этим понятно. А будет ли это по городским маршрутам?
Цитата(Информ @ Feb 7 2017, 21:09)
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно)
"В общем, есть пара интересных на мой взгляд моментов по обсуждаемой теме, для общего понимания как все это проходило ..."
"Бонятно", что расчеты для повышения с потолка, у Чувашавтотранса вообще "все на мази" - дополнительных затрат нет. Как говорится "жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!"
Может кому будет интересно. Перевозчики, да и на форуме часто говорили, что тема изменения тарифов на проезд в ОТ г. Чебоксары обсуждается в администрации "в узком кругу". После моего заявления на имя А. Ладыкава с просьбой приглашать депутатов ЧГСД на совещания по теме изменения тарифов на общественный транспорт, меня, депутата Ладилова и депутата Никонорова пригласили на одно из совещаний. В общем, есть пара интересных на мой взгляд моментов по обсуждаемой теме, для общего понимания как все это проходило ...
48 маршрут (Айрапетян В.), выступающий за поднятие цен и внедрение "ЕТК": [media]https://soundcloud.com/lakost86/48-marshrut-ayrapetyan-v-cheboksary[./media] - Слушать
Чувашавтотранс выступающий за поднятие цен и внедрение "ЕТК": [media]https://soundcloud.com/lakost86/13-fevr-14332-soveshchanie-xtjrcfhs[./media] - Слушать
То есть на 48 маршруте установлены терминалы на данный момент? А то многие жаловались на то, что ни в одной машине его не было.