Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
А вот моё мнение. Водитель - обнаглевший, который не соблюдает законы. Она не хотела проехать бесплатно, она хотела проехать по безналичной оплате. Почему она должна под кого-то подстраиваться. Положила девочка 1000р насчет и ездит, не переживая о мелочи в кармане, чтоб расплатиться за проезд, т.к. есть закон, есть постановление. Вся проблема в руководителях маршрутов. Они не могут донести до своих водителей всю информацию, все правила или же не правильно доносят!!!
Положила девочка 1000 р. на счет, и заплатила за проезд в итоге. В чем же проблема? А в том, что она не собиралась платить изначально, и заранее подготовила аргументы на случай, если придется заплатить подобным образом. А то, что написано на билете - из-за этого устраивать скандал? В случае дтп, и без билета у нее были бы возможности для возмещения убытков и т.п.
Кто-то сильно продвигает ЕТК. 1. Заставили все маршрутки оснастить этими терминалами. При этом, данный терминал можно купить только у них по цене 36 000 рублей, при его себестоимости меньше 10 000 рублей. 2. Повысили цены на проезд аргументировав тем, что якобы перевозчики жалуются. При таких ценах все сейчас ринутся скупать карты ЕТК и будут массово ими пользоваться, тогда перевозчики будут получать еще меньше доходов, чем получали до этого, так как по карте на маршрутке будет 18 рублей (вместо 20 или 19), в троллейбусе 13 рублей (вместо 15 или 14), в автобусе 14 рублей (вместо 16 или 15). Перевозчикам разницу в 4 рубля при этом никто не вернет, а следовательно они еще больше потеряют.
Народ совсем за дураков держат?
Часть прибыли владельцев маршруток и часть зарплаты водителей уйдет посредникам. А народ поддреживает ЕТК, ведь целых 2-4 р выгоды.
С марта подорожает проезд в маршрутках Чебоксары-Новочебоксарск и пригородных автобусах
Изменения вступят в силу с 1 марта. Документ опубликован на сайте правительства республики.
С первым днем весны проезд в маршрутке между Чебоксарами и Новочебоксарском обойдется в 25 рублей (24 по ЕТК), в автобусе – 21 рубль (20 по ЕТК). То есть билеты подорожают ровно на 2 рубля – проект приняли в том виде, в котором мы его уже видели на портале правовой информации.
Межмуниципальные перевозки подорожают на 9,6%: теперь каждый километр стоить 2,62 рубля при оплате наличными (по ЕТК как и прежде 2,09).
Стоимость билета по междугородним маршрутам увеличится на 10,3% – до 2,87 рубля за километр.
Что касается проездных на межмуниципальных маршрутах, цены увеличатся на 9,6%:
Расстояние
Было
Будет
до 5 км включительно
694
761
свыше 5 км до 10 км включительно
883
968
свыше 10 км до 15 км включительно
1163
1275
свыше 15 км до 20 км включительно
1370
1502
свыше 20 км до 25 км включительно
1576
1727
свыше 25 км до 30 км включительно
1750
1918
свыше 30 км
82 за каждый км дополнительно
90 за каждый дополнительный километр
Льготники смогут получить с этой суммы 150 рублей компенсации – вместо отмененных льготных проездных.
Интересно, что раньше отдельной строкой прописывались цены на маршрутки Чебоксары-Кугеси. Сейчас же сообщается, что отдельные тарифы по этому маршруту не установлены ввиду отсутствия оснований. Вероятно, считать их будут по тарифу 2,62 рубля с километра.
Цены на пригородные и международные перевозки не менялись уже 4 года, – говорится в комментарии к документу.
С первым днем весны проезд в маршрутке между Чебоксарами и Новочебоксарском обойдется в 25 рублей (24 по ЕТК)
С чего это на пригородных маршрутчиков такая халява свалилась по сравнению с городскими ? У всех цены по ЕТК снижаются по сравнению с нынешними а у них повышаются.