Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
13 февраля тоже пришлось ехать на маршрутке №270. На ост. "Лакомка" села девочка, предъявила карту ЕТК, но так как у водителя не было терминала, та спокойно села и не стала платить за проезд. Однако, уже на следующей остановке водитель попросил у нее эту карту, вышел из машины и провел операцию у сзади стоящей маршрутки №56.
У всех маршрутчиков без терминала одна мысль - карта пуста, меня обманывают. Именно с этой целью он и пошел к коллеге с терминалом и жидко об....ся, теория не подтвердилась. К 20 февраля надеюсь водила определится с выводами, искать новую работу или доказать Босссу, что терминал необходим, т.к. половине пассажирам его трюк явно не понравится в будущем, а толпой можно высадить и водилу. Байками, про часто ломающийся терминал пусть смешат кондукторов в троллейбусах.
Почему на маршрутках Чебоксары-Новочебоксарск цена поездки по карте ЕТК 22 руб.? Если едешь только по городу
На городских маршрутах тариф на проезд устанавливает Администрация города. Маршрут Чебоксары - Новочебоксарск пригородный. Тарифы на пригородных и междугородных маршрутах устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики установлен тариф на проезд по маршруту Чебоксары - Новочебоксарск, без разделения на городское и пригородное сообщение. Стоимость проезда составляет 23 рубля при оплате наличными и 22 рубля при безналичной оплате. Раньше перевозчики на маршруте нарушали постановление, самовольно снижая стоимость проезда в городском сообщении до городского тарифа. Безналичная оплата проезда обеспечивает контроль за соблюдением установленного уровня тарифов, не позволяя перевозчикам самовольное снижение тарифов
Оооо... Беда тогда ждёт маршрутов Чебоксары - Новочебоксарск. Сначала пассажиры по городу перестанут ездить, а потом из-за невыгодных поездок по городу сократят маршруты до Энергозапчасти или вокзала.
Оооо... Беда тогда ждёт маршрутов Чебоксары - Новочебоксарск. Сначала пассажиры по городу перестанут ездить, а потом из-за невыгодных поездок по городу сократят маршруты до Энергозапчасти или вокзала.
Новые тарифы планируется установить максимальными предельными, то есть на этот раз перевозчикам позволят снижать стоимость проезда по своему усмотрению. Но и минимальный предел тоже установлен.
Если проезд на пригородном направлении Чебоксары-Новочебоксарск подорожает до 25 руб, то по городу на них будет ездить совсем не выгодно, а особенно по Новочебоксарску. Хотя установить тарифы обещают не фиксированными, а максимальными.
Сообщение отредактировал norman25 - Feb 14 2017, 18:01
Вот мне интересно, а где же наш ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба), которая так "яростно" боролась с нашей администрацией в прошлом году, по поводу цен, где она сейчас, почему не проводит проверку сразу??? А то после опять скажут, что мол старались, но извините не смогли.
А перевозчики, которых вы так рьяно защищаете, вместо того, чтобы отстаивать свои права (законные, как вы говорите) и судиться с чиновниками, решили с более слабыми пассажирами пободаться? И в этой схватке вы на стороне перевозчиков?
да... просто пока мы доказываем по инстанциям незаконность известного постановления, "слабые", но сцуко настырные пассажиры одолевают перевозчиков и водителей
Цитата(M-GA @ Feb 14 2017, 15:33)
Читал я ваши доводы. Лично мне они показались неубедительными - в отличие от доводов ваших оппонентов.
убеждать - это не моя задача, а кто оппоненты-то? нанятые ЕТК и прочей шушерой фантомы, долбящиеся о клавиатуру и пЫшущие о своих правах? да пассажиры, любящие халяву? я вот не единого обоснованного и достоверного аргумента не слышал от таких, кроме тупого декламирования цитат из известного бредового Постановления Кабмина №566... думаю "dura lex sed lex" не про наш случай...
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441
да... просто пока мы доказываем по инстанциям незаконность известного постановления, "слабые", но сцуко настырные пассажиры одолевают перевозчиков и водителей убеждать - это не моя задача, а кто оппоненты-то? нанятые ЕТК и прочей шушерой фантомы, долбящиеся о клавиатуру и пЫшущие о своих правах? да пассажиры, любящие халяву? я вот не единого обоснованного и достоверного аргумента не слышал от таких, кроме тупого декламирования цитат из известного бредового Постановления Кабмина №566... думаю "dura lex sed lex" не про наш случай...
Кажется мне, что с таким "юристом" как вы у перевозчиков ни единого шанса что-либо доказать
Почему на маршрутках Чебоксары-Новочебоксарск цена поездки по карте ЕТК 22 руб.? Если едешь только по городу
Надо сообщать водителю, что едите по городу. У них наверное по умолчанию настроено на пригород. Сколько катался по городу НЧК на пригородном, всегда 20р. была цена.
Сообщение отредактировал werkago - Feb 14 2017, 18:55
А чойта я не могу проехать со скидкой по карте, если она у меня имеется? У меня, увы, не хватает наглости и словарного запаса, отстаивать свои права, каждый раз, когда водитель мне ездит по ушам что-то по типу" у нас постановление не канает, читайте Федеральный закон" и при этом не могут сказать - какой, (я как-то ответила одному, что постановления суда об отмене постановления 566 не было, другому процитировала некоторые пункты из раздела 8 того самого постановления, третьему хотелось сказать просто "апо капщи мар-и", но сдержалась). Целых три раза за два месяца проехала бесплатно! офигеть какая недоприбыль у перевозчика получилась
Сообщение отредактировал Большая библиотека - Feb 14 2017, 19:06
Надо сообщать водителю, что едите по городу. У них наверное по умолчанию настроено на пригород. Сколько катался по городу НЧК на пригородном, всегда 20р. была цена.
Терминал пробивает правильно, так как там установлена "одна зона" пригород Тариф на пригородном направлении ЕДИНЫЙ. Водители пригородных маршруток просто нарушают установленный фиксированный тариф при оплате наличкой.