Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
У меня вопрос. Смогу ли я проехать по ЕТК в маршрутке (в любой по Чебоксарам) после 20 февраля без - "у нас только за деньги", "вы вообще сегодня первая ЕТК расплатились *недовольным голосом*", "иди пешком ваще" , "нет у меня терминала, когда будет не знаю" , "терминал не работает", "мы по карте не возим"?
Еще "мы не заключали договор и не будем" .Пока люди сами на себе не прочувствуют как удобно пользоваться карточкой, не вытаскивая мелочь из карманов, считая на ходу (ох жаль кругляж трясется - сейчас я упаду) диалог будет напоминать глухого с говорящим. Минуса тут кстати ставят те, кто вообще не разу не пользовался картой, думая что передавать за проезд удобней, либо лоббируют интересы хозяев маршруток и оборота черного нала. Мне как пассажиру по барабану ЕТК или стрелка или тройка главное возможность удобной оплаты без мелочи в кармане. А то, что ЕТК первые - молодцы, хоть кто то дал свет пассажирам в сфере транспортного обслуживания.
Цитата(Большая библиотека @ Feb 14 2017, 11:27)
Я на всех видах общественного транспорта с картой и езжу. А конфликты только с маршрутчиками.
Императоры дорог, черный нал рулит! Надеюсь с 20 февраля несогласным дадут волшебный пендоль.
Сообщение отредактировал Медовый - Feb 14 2017, 11:39
Я на всех видах общественного транспорта с картой и езжу. А конфликты только с маршрутчиками.
Ну таких "маршрутчиков" остались единицы, большинство уже установили терминалы и работают. А с теми кто не хочет выполнять Постановление №566 будут расторгать договор через суд.
Пока по карте дешевле то да даже дешевле чем раньше...
Цитата(Медовый @ Feb 14 2017, 10:39)
Есть еще маршруты, которые тупо не хотят использовать электронный кошелек а предпочитают работать с "черным" налом, отсюда возникает один вопрос, когда люди смогут расплачиваться во всех маршрутках города картой ? Устал ругаться с императорами общественных перевозок в г.Чебоксары, вези бесплатно с картой у них не работает - беззаконие какое то.
Мне кажется, что неофициально проезд в маршрутках не изменится. В маршрутке нет терминала - плачу 20 рублей. И водитель не в обиде и я не в накладе. Все довольны. А кто проверит?
Если жить вне закона по понятиям, то Вы правы, осталось администрации за наличку после 20 февраля проехать и объяснить друг другу кто прав.
Карта закончится (5 лет срок службы) - в офис приеду перекинут остаток на новую карту.
Не закончится, если регулярно пользоваться, с интервалами не более двух лет. Но, "сдохнуть", т.е. выйти из строя может, тут несколько таких владельцев етк уже отписывалось.
13 февраля тоже пришлось ехать на маршрутке №270. На ост. "Лакомка" села девочка, предъявила карту ЕТК, но так как у водителя не было терминала, та спокойно села и не стала платить за проезд. Однако, уже на следующей остановке водитель попросил у нее эту карту, вышел из машины и провел операцию у сзади стоящей маршрутки №56. Как оказалось, водитель сделал это принципиально, так как она у него уже не первый раз едет таким образом и известна уже на этом маршруте. Зато реакция девочки оказалось как раз ненормальная, та начала возмущаться почему на билете указан маршрут №56, как она докажет в случае аварии то, что ехала именно на маршрутке №270. Утверждала что уже попадала в аварию на маршрутке. Ее угомонили только через две остановки сами пассажиры, объяснив, что если она не перестанет отвлекать водителя до в действительности попадем в ДТП. Водитель же, на мое удивление, как раз спокойно ей объяснил, что девочка сильно злоупотребляет, правом бесплатного проезда.
Пассажирам нужно когда они будут покупать телевизор чеки на стиральные машины выдавать. Может задумаются тогда.
Императоры дорог, черный нал рулит! Надеюсь с 20 февраля несогласным дадут волшебный пендоль.
Почему с 20 февраля? Вроде кассовые аппараты они должны иметь уже с 1 января. Может чего-то не знаю, некоторые водители спорили что только с 20 числа обязаны применять.
Почему с 20 февраля? Вроде кассовые аппараты они должны иметь уже с 1 января. Может чего-то не знаю, некоторые водители спорили что только с 20 числа обязаны применять.
Для перевозчиков все это влетает в копеечку: терминалы у ЕТК стоят по 36 тысяч. При этом сам аппарат часто зависает.
А для автобусов и троллейбусов он сколько стоит? А у них он зависает? Что то об этом ни слова, только от маршрутчиков нытье. И да, как уже писалось, их об этом предупреждали еще полгода назад, так что ваша недвусмысленная позиция и статья в поддержку маршруток как минимум непонятна...
Сообщение отредактировал федя 107 - Feb 14 2017, 12:09
Сам устал спорить с водителями. То кассовых аппаратов нет, то с одной карты не могут пробить несколько чеков, хотя на троллейбусах без проблем. Ради этого даже выучил как пробивать несколько билетов, кондуктор подсказала. А в воскресенье на маршруте №32 на Лакомке с торону Ленты вообще водитель отказался везти, высадил пассажиров (3 человека) и пересадил на другой следующий за ним, после чего развернулся в сторону ун. Шупашкар, и оставил нас на ост. Баумана. Сказал, что машина сломалась и поедет на базу. Такой фокус он выкинул на то, что я все буду снимать на камеру телефона и отказываюсь выходить, что он обязан применять кассовый аппарат с начала года. Такое ощущение, что мы, как пассажиры, крайние в спорах между админ. и перевозчиками.
А для автобусов и троллейбусов он сколько стоит? А у них он зависает? Что то об этом ни слова, только от маршрутчиков нытье. И да, как уже писалось, их об этом предупреждали еще полгода назад, так что ваша недвусмысленная позиция и статья в поддержку маршруток как минимум непонятна...
админы для таких как вы писали особо, что например тарантасу те же терминалы почему-то обходились совсем недавно в 27000 руб., думаю также обошлись они и троллейбусникам... и к слову, маршрутчикам ни один орган власти не компенсирует какие-либо расходы вообще! в отличие от указанных Чувашавтотранса и МУП "ЧТУ", которым из бюджетов перепадают немалые денежные средства...
тут по вашему маршрутчики ноют, а в противовес особо радивые пассажиры блеют?
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441
админы для таких как вы писали особо, что например тарантасу те же терминалы почему-то обходились совсем недавно в 27000 руб., думаю также обошлись они и троллейбусникам... и к слову, маршрутчикам ни один орган власти не компенсирует какие-либо расходы вообще! в отличие от указанных Чувашавтотранса и МУП "ЧТУ", которым из бюджетов перепадают немалые денежные средства...
тут по вашему маршрутчики ноют, а в противовес особо радивые пассажиры блеют?
ну мб если б они заказывали их заранее, полгода назад то и стоили б они 27? а за что маршрутчикам компенсировать какие либо расходы, они ж частники. Они что, льготников возят? Сколько заработали столько и получили. Угу, перепадают огромные средства ЧТУ и ЧАТ, то то они они в шоколаде, видно, ога..