Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Проезд в общественном транспорте подорожает на 2 рубля уже через неделю
О том, что цены собираются поднять, стало известно еще в январе, но никаких документов не было: постановление Алексей Ладыков подписал лишь сегодня, 14 февраля.
"Посмотреть фото"
Общественный транспорт
Новая цена (наличными)
Cтарая цена (наличными)
Новая цена по ЕТК
Старая цена по ЕТК
Маршрутка
22
20
18
19
Троллейбус
17
15
13
14
Автобус
18
16
14
15
Уже с 20 февраля билет при оплате проезда наличными в каждом виде транспорта подорожает на 2 рубля, при оплате по ЕТК подешевеет на рубль. Таким образом, разница между безналичной и наличной оплатой составит 4 рубля.
Ранее мэрия сообщала, что решение поднять тарифы было принято на основании обращений перевозчиков. Правда, на деле оказалось, что далеко не все перевозчики поддерживают это, а на встрече были лишь несколько перевозчиков не самых популярных маршрутов 30 и 37, а также представители Чувашавтотранса и троллейбусного управления.
Для перевозчиков все это влетает в копеечку: терминалы у ЕТК стоят по 36 тысяч. При этом сам аппарат часто зависает. В случаях, когда он зависнет, перевозчиков обязали везти пассажира бесплатно (как и если терминала нет совсем).
При безналичной оплате 3% стоимости билета забирает ЕТК, еще до 1,5% – банк при выводе денег.
AutoNews, а что насчет стоимости проезда в Новочебоксарске, а также по маршруту Чебоксары-Новочебоксарск? Останется без изменений или тоже на 2 рубля подорожает?
--------------------
Стоить ли ехать на мойку? Пора ли менять резину? Ответы на сайте "Погода в Чувашии".
Есть еще маршруты, которые тупо не хотят использовать электронный кошелек а предпочитают работать с "черным" налом, отсюда возникает один вопрос, когда люди смогут расплачиваться во всех маршрутках города картой ? Устал ругаться с императорами общественных перевозок в г.Чебоксары, вези бесплатно с картой у них не работает - беззаконие какое то.
AutoNews, а что насчет стоимости проезда в Новочебоксарске, а также по маршруту Чебоксары-Новочебоксарск? Останется без изменений или тоже на 2 рубля подорожает?
Предварительно, не изменится, перепроверяем информацию.
Раньше повышали тоже в целях лоббирования ЕТК? Что за ерунду пишете...
Большинство перевозчиков против этого повышения , пассажиро поток уменьшится. Раньше тоже администрация заставляла повышать , это просто их отмазка что перевозчики хотят повышения
Подорожание билета видимо связано с увеличением цен на солярку, ну а вилка по цене между наличными и карой ЕТК это однозначно желание за счет маржи перевозчиков загнать туда побольше пассажиров. Чем больше я про эту ЕТК читаю, тем больше убеждаюсь, что это похоже самый удачный бизнес проект в Чувашии в 2017 году, такое лоббирование однозначно говорит, что кто-то очень талантливый из детей наших чиновников это замутил, ну или бывшая жена.
Сегодня на 270-ой маршрутке водитель кидался на пассажиров с ЕТК,со стороны не красиво все выглядело,кричал,что типа им не выгодно эти терминалы ставить,и ставить их они не собираются,надо купить эту карту,пусть бесплатно возят
13 февраля тоже пришлось ехать на маршрутке №270. На ост. "Лакомка" села девочка, предъявила карту ЕТК, но так как у водителя не было терминала, та спокойно села и не стала платить за проезд. Однако, уже на следующей остановке водитель попросил у нее эту карту, вышел из машины и провел операцию у сзади стоящей маршрутки №56. Как оказалось, водитель сделал это принципиально, так как она у него уже не первый раз едет таким образом и известна уже на этом маршруте. Зато реакция девочки оказалось как раз ненормальная, та начала возмущаться почему на билете указан маршрут №56, как она докажет в случае аварии то, что ехала именно на маршрутке №270. Утверждала что уже попадала в аварию на маршрутке. Ее угомонили только через две остановки сами пассажиры, объяснив, что если она не перестанет отвлекать водителя до в действительности попадем в ДТП. Водитель же, на мое удивление, как раз спокойно ей объяснил, что девочка сильно злоупотребляет, правом бесплатного проезда.
информация по ссылке:http://regulations.cap.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5513:proekt-postanovleniya-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki-o-reguliruemykh-tarifakh-na-perevozki-passazhirov-i-bagazha-avtomobilnym-transportom-po-mezhmunitsipalnym-marshrutam-regulyarnykh-perevozok-v-granitsakh-chuvashskoj-respubliki&catid=143&Itemid=116