Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Пусть государство находит способы и возможности отслеживать этот нал более демократичным путем. Вспомните когда обязали все торговые точки иметь терминалы безналичной оплаты, разве такая ситуация была??? Вовсе нет. В каждом банке были свои выгодные предложения по этим терминалам. Ну почему с маршрутками все через жопу!!!!????
Потому что маршрутка - это само по себе большая жопа!
Любителям етк и ратающим за борьбу с "черным" налом маршрутчиков предлагаю выступить с инициативой дополнить постановление обязательством приобретения карт ЕТК всеми пассажирами с обязательной ежегодной суммой за обслуживание не менее 1000 руб. и отсутствием права проезда на транспорте при отсутствии карты ЕТК. Бороться за счастье и карман отдельных граждан - так до конца!
На мой исключительно субъективный взгляд, нежелание маршрутчиков обзаводиться терминалами и вообще связываться с ЕТК почти не связано с их стоимостью или сложностью покупки.
Главная причина - в маршрутках течет абсолютно никем неконтролируемый КЭШ. Лишаться такой возможности не хочет никто из тех, кто так или иначе имеет с маршрутов.
Опять же - мое личное мнение.
Согласен. Обнаглели маршрутчики. Детей в мороз высаживают. Права качают. Когда наша администрация поймет что нужны городу автобусы и троллейбусы комфортные. А маршрутки только там где нет другого транспорта. Маршруток как грязи.
Если ЕТК перечисляет деньги раз в месяц, то на этом вполне можно заработать законным способом.
С 1 июня 2015 года действуют положения новой статьи 317.1 ГК РФ о процентах по денежному обязательству (законные проценты), которые можно начислять, в том числе, и за правомерное пользование чужими денежными средствами. Законные проценты начисляются только на денежные обязательства. Кредитор (перевозчики) по денежному обязательству вправе потребовать законные проценты, если они специально не были отменены сторонами, независимо от нарушения ими своих обязательств по договору. В какой момент начинают начисляться законные проценты. Исходя из буквального толкования статьи, следует, что законные проценты исчисляются с момента, когда у покупателя (заказчика) возникает денежное обязательство оплатить товар (работу, услугу). В итоге любая отсрочка платежа может привести к праву продавца (исполнителя) требовать проценты по денежным обязательствам, предусмотренные ст. 317.1 ГК. Законные проценты начисляются, если иное не предусмотрено договором или законом, то есть ст. 317.1 содержит общую норму, которая, по сути, «включается автоматически». Причем положения этой статьи вполне соответствуют таким специальным нормам, как проценты по договору займа, в том случае, когда стороны не указали их размер (ст. 809 ГК РФ), и процентам за пользование денежными средствами при оплате товара, проданного в кредит (п.4 ст. 488 ГК РФ). То есть с момента передачи суммы займа, с момента передачи товара и возникает право требовать «законные проценты», если стороны заранее не договорились об ином. Законные проценты в отличие от процентов по ст. 395 не являются мерой ответственности за нарушение денежного обязательства по договору. То есть законные проценты – это проценты за любое, в том числе правомерное, использование денежных средств.
В результате при предоставлении отсрочки платежа у исполнителя будет ежедневно возникать доход в размере около 0,023 % от суммы дебиторской задолженности (при текущей ставке 8,25% годовых).
Кроме того, эти проценты при просрочке оплаты суммируются с неустойкой, предусмотренной ст. 395 ГК. Таким образом, если иное не установлено в договоре, то неустойка для недобросовестного должника по договору составит уже 17,75 % годовых, в том числе: проценты по ст. 395 ГК в размере средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц – составляет 9,5%; проценты по ст. 317.1 ГК в размере привычной ставки рефинансирования – 8,25%.
Так перевозчикам не стоит экономить на юристах и бухгалтерах...
--------------------
Public opinion is a deliberately false opinion, since most people are complete idiots. Edgar Allan Poe
По закону все деньги аккумулируются на расчетном счете в банке, банк перечисляет деньги в течение рабочего дня. Сегодня с карты сняли деньги в маршрутке, завтра они уже будут на счете перевозчика. ЕТК этими деньгами не распоряжается, и месяц для получения денег не нужен, на следующий день можно получить
Я думаю не было бы проблем с етк. Если бы терминал и ПО стоили адекватно. Но блин 38 штук. Возьми и выдерни из оборота. А если машин 10 у перевозчика это 380 000 тысяч.
А перечесление раз в месяц? Машина не на воздухе ездит ее заправлять надо, а так же мыть, проводить то. Опять деньги из оборота.
Получается кто то нагреет себе руку на этих терминалах. Еще и % поимеет.
--------------------
Ларгус 7 мест - это маленький автобус :)
Если текст с ошибками значит это опечатка. Пальцы большие, а кнопки на телефоне маленькие маленькие.
Понятно что вы заинтересованное лицо имеющее отношение к етк. Простой вопрос как человеку. Какая ваша будет реакция если к вам на работу придет "дядя" и скажет что с нового года ваша зарплата будет приходить только на специальную карту ни на какую другую, при этом раз вы будите получать зп только на эту карту ваша зарплата будет ниже, чем тех работников кто получает наличкой, а еще вам нужно заплатить за специальное устройство ценой 36 т.р или работать бесплатно если за него не заплатите.
PS: 1) Ни какой острой необходимости переходить на безнал в маршрутках не было. Сами посчитайте разницу в закупочной стоимости терминалов и розницу которую они обязывают купить. Выходят хорошие миллионы за нихера неделанье под угрозой разорвать контракт с перевозчиком. карта была непопулярна от силы 3-4 человека в неделю. 2) С какой стати цена по ЕТК ниже . Хотя бы из-за того что надо купить терминал етк за 36 т.р. а если терминал сломается опять покупать за 36 т.р.,не говоря о постоянно растущих расходов. 3) Где антимонопольная службы, как минимум должен был быть выбор а не монополия с этими терминалами. 4) Ни один оператор не хочет повышения проезда инфа 100%, это администрация города навязывает повышение под угрозой разрыва договора. Вывод очевиден кто то из верхушек руководства, и заинтересованных влиятельных москвичей решил срубить и бабла по легкому.
Бандиты другим словом не скажешь.
Можно много говорить о том нужны ли карты ЕТК или нет, но вернемся в недалекое прошлое, когда рейдерским захватом (конкурсом) отжимались городские маршруты у тех, кто создал эту маршрутную сеть. Те кто создавали были против всех этих нововведений с ЕТК , за что и поплатились, и не прошли конкурс, а пришедшие на их места рейдеры были всеми руками и ногами за эти терминалы, лишь бы отнять чужое. Они были согласны на все: установить терминалы, соблюдать режим труда и отдыха, ставить все автобусы на определенную стоянку, где нет доступа посторонним людям (согласно 220-ФЗ), но на деле по сей день ничего не изменилось, тупо качают деньги с этого бизнеса и наглым образом не платят налоги, а их криминально-чиновничья крыша лихо все это прикрывает и распределяет бабло по карманам. Теперь приведя все в рамки закона, выполнив УСЛОВИЕ КОНКУРСА (установка терминалов), им придется 1.платить налоги в полном объеме как полагается; 2.переводить водителей на зарплату, а это автоматически соблюдение режима труда и отдыха и белая зарплата со всеми отчислениями; 3. самое страшное для них, что их криминально-чиновничья крыша узнает о реальных доходах и крысятничестве с их стороны, а это может закончиться не только расторжением договора, но и таз с цементом и купаться в Волгу. p.s. в конкурсной документации было условие про установку терминалов ЕТК, конкурсная документация прошла проверку прокуратуры и УФАС, так что будьте любезны установить!!!
Перевозчики не против безналичной оплаты, но почему не дают альтернативу? Терминал Сбера, например, где комиссия 1.5%, терминал бесплатно, зачисление в тот же день, а не ЕТК , где комиссия 3% терминал 36000 тыс.руб. И зачисление раз в месяц!! Перевозчики готовы потревозить за единую цену 19 руб.
Интересная статейка. Все счастливы, мэрия идет в ногу со временем, пассажиры экономят. Не счастливы только бедные перевозчики, которых заставляют принимать транспортные карты и приобретать терминалы.
Да что вы ноете по поводу приобретения терминалов? Мы как ИП тоже поменяли по новому закону кассовый аппарат. Стоимость с годовым обслуживанием обошелся в 31100 руб. + эл.ключи 4500 рублей. Мозги менять каждый год - около 9-10 тысяч, обслуживание - около 4 000 тысяч. И не ноем.
1.платить налоги в полном объеме как полагается; 2.переводить водителей на зарплату, а это автоматически соблюдение режима труда и отдыха и белая зарплата со всеми отчислениями; 3. самое страшное для них, что их криминально-чиновничья крыша узнает о реальных доходах и крысятничестве с их стороны, а это может закончиться не только расторжением договора, но и таз с цементом и купаться в Волгу. p.s. в конкурсной документации было условие про установку терминалов ЕТК, конкурсная документация прошла проверку прокуратуры и УФАС, так что будьте любезны установить!!!
1. как установка терминалов повлияет на выплату налога по ЕНВД? 2. как установка терминала и официальная з/п влияет на соблюдение режима труда и отдыха? 3. реальные доходы всем кому надо давно известны.
Маршрутчики платят вменённый налог, и он не зависит от количества проданных билетов. Так что налогов больше собираться не будет. А вот хозяева начнут узнавать сколько зарабатывает водитель. И у водителей пропадет интерес перерабатывать.