Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
В 566 постановлении кабмина написали все размывчато:
1.1. Перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования городского и (или) пригородного сообщения и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" обеспечить реализацию права пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты. ссылка
В том же постановлении написано, что считывание информации с карт для безналичной оплаты проезда и регистрация факта проезда осуществляются посредством мобильного терминала кондуктора (водителя). К обязанностям транспортного оператора (перевозчика) отнесено обеспечение проезда по картам для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования, регистрация факта проезда пользователя карты через мобильный терминал кондуктора (водителя). Указаны виды карт, применяемых для безналичной оплаты проезда, к которым отнесены, в том числе УЭК, банковская карта с транспортным приложением, электронный кошелек.
В том же постановлении написано, что считывание информации с карт для безналичной оплаты проезда и регистрация факта проезда осуществляются посредством мобильного терминала кондуктора (водителя). К обязанностям транспортного оператора (перевозчика) отнесено обеспечение проезда по картам для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования, регистрация факта проезда пользователя карты через мобильный терминал кондуктора (водителя). Указаны виды карт, применяемых для безналичной оплаты проезда, к которым отнесены, в том числе УЭК, банковская карта с транспортным приложением, электронный кошелек.
Ну тогда банковские терминалы без специального транспортного ПО по любому не подойдут?
Водители соблюдают ТРЕБОВАНИЕ возить пассажиров с ЕТК? Водители соблюдают правило везти БЕСПЛАТНО пассажира, если у него нет терминала? Подавляющее большинство НЕТ! Вот и ответ на ваш вопрос. Бороться только радикальными методами!
Кому бороться, пассажирам? Они так то просто доехать хотят.
да вопрос не в том ведь чтобы бесплатно проехать. вопрос ведь по настоящему в том, что эти большие денежные потоки черного нала не отслеживаются. В частности на эти деньги проводились последние выборы
Пусть государство находит способы и возможности отслеживать этот нал более демократичным путем. Вспомните когда обязали все торговые точки иметь терминалы безналичной оплаты, разве такая ситуация была??? Вовсе нет. В каждом банке были свои выгодные предложения по этим терминалам. Ну почему с маршрутками все через жопу!!!!????
Пусть государство находит способы и возможности отслеживать этот нал более демократичным путем. Вспомните когда обязали все торговые точки иметь терминалы безналичной оплаты, разве такая ситуация была??? Вовсе нет. В каждом банке были свои выгодные предложения по этим терминалам. Ну почему с маршрутками все через жопу!!!!????
Вот создали бы фирму, продавали бы терминалы, да и участвовали бы в конкурсе. Вдруг вы ООО ЕТК бы выиграли и теперь все недовольные на вас бы наезжали, считая, что вы "приближенный".
Сообщение отредактировал Aleksei - Feb 8 2017, 00:04
Ну тогда банковские терминалы без специального транспортного ПО по любому не подойдут?
Под требования постановления 566 не подойдут, потому что транспортную карту прочитать не смогут. На этот случай в постановлении указано, что в случае отсутствия или неисправности терминала проезд для предъявителя карты осуществляется бесплатно.
Недавно Силуанов выступал с призывом отказаться в скором будущем от наличных расчетов, пока крупных покупок, потом и мелких. Всех постепенно перевели на пластик, даже пенсионеров, которые терминалы, как огня боятся. Так что маршрутчикам можно долго возмущаться по поводу безнала, но это неизбежный путь. Если бы не коррупционная составляющая в вопросе приобретения этих терминалов, то всё логично, "большой брат следит за тобой"
Пусть государство находит способы и возможности отслеживать этот нал более демократичным путем. Вспомните когда обязали все торговые точки иметь терминалы безналичной оплаты, разве такая ситуация была??? Вовсе нет. В каждом банке были свои выгодные предложения по этим терминалам. Ну почему с маршрутками все через жопу!!!!????
В каждом банке были свои выгодные предложения, потому что банков было много. Для самих банков это был дополнительный источник доходов, за который они боролись. На транспорте один уполномоченный оператор, для которого этот вид деятельности основной, и источник дохода у него один. У ЕТК нет таких же возможностей, как у банков. Но и банки не обладают возможностями ЕТК. Пассажиропотоки на маршрутах они не посчитают
Сообщение отредактировал Вещатель - Feb 8 2017, 00:23
Грязные моральные уроды : Себестоимость карточек 2-3 рубля , производители на сторону продают их за 9-11 р. А тут пипец доброта благодетелей - 70 р . Наркоторговцы отдыхают!) С устройствами маржа не 3000 % зато сразу на крупные суммы ! Где антимонопольный комитет ?, прокуратура ?, народный ффронт или как их там ? о, блин А ПУТИН где ?????)))))
Карты УЭК бесплатны и читаются терминалами, пополняются только через терминалы сбера правда. И легко размагничиваются, если случайно приложить к считыватель турникета и магнитных замков дверей, например на работе. Я так пару сотен потерял, чек от пополнения баланса не сохранял
Сообщение отредактировал svo6o9en - Feb 8 2017, 02:00