Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Сама схема мне не нравится. Но в "расследовании" есть целый ряд фактологических ошибок: 1. Информация об обсуждении вопроса была открытой и размещена еще 13.01.2017 г. с предложением прислать свои замечания до 26.01.2017 г. С ней были знакомы не только приглашенные персонально лица, что было активно заявлено некоторыми комментаторами (комментарии были позднее удалены) . 2. рассматривалась информация не об изменении тарифа, а о принятии документа на основании которого будет рассчитываться экономически обоснованный размер тарифа. При этом принятый документ явно лучше ранее применявшегося документа РСТ (который вообще "кривой на оба глаза", и прямо противоречит целому ряду ФЗ), однако неполный и находится по ряду положений в противоречии с федеральной Методикой (Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования (распоряжение Минтранса России от 18 апреля 2013 г. N НА-37-р) в субъектах РФ и муниципальных образованиях). Лично мне не понятно что помешало городу взять за основу своей методики федеральные методические рекомендации в которых уже "обкатаны" многие моменты, которые город вообще не учел. 3. По поводу ЕТК. Это вообще не вопрос к городу. Он следует из Закона ЧР который обсуждался в открытом доступе с апреля по июнь 2016 года и распространяется на всю республику. Лично отправил многим (в т.ч. активным форумчанам-маршрутчикам) замечания к данному законопроекту, для того, что бы они как заинтересованные лица внесли данные предложения в Минтранс ЧР (который собирал замечания). Впоследствии тексты с замечаниями и заключение Минэкономразвития ЧР выложил тут Судя по выложенным Минтрансом ЧР заключениям никто из них в Минтранс ЧР замечания не направил (хотя там по сути оставалось дозаполнить свои реквизиты и сохранить в формате MSWord), что не помешало некоторым из них потом жаловаться на принятие данного закона указанных мною изменений, которые защитили бы их права. О необходимости приобретения терминалов в срок до 01.01.2017 г. было известно еще с июля 2016 года, но никакой активности по приобретению терминалов или внесению изменений в закон с целью переноса вступления в силу положений об обязательности использования платежных карт не наблюдалось. Терминалы ЕТК, как указано в вашей другой теме, принимают банковские карты с транспортным приложением и оплату от телефонов с функцией бесконтактной оплаты, т.е. отличаются только более широким спектром принимаемых карт по сравнению с банковскими. P.S. В конце декабря 2016 года Минтрансом ЧР был выложен на обсуждение проект документа по переформатированию сети маршрутов общественного транспорта в Чувашской Республике, который должен был вступить в силу с 01.08.2017 г., с расторжением договоров по существующим маршрутам и заключением новых. P.S.2. По вашим же собственным цитатам за пересмотром тарифов ранее обращались несколько перевозчиков, в т.ч. ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии. Так что ваши текущие заявления о единогласном желании ВСЕХ перевозчиков оставить ВСЕ тарифы без изменений противоречат вашим предыдущим утверждениям (подтвержденным документально).
Понятно что вы заинтересованное лицо имеющее отношение к етк. Простой вопрос как человеку. Какая ваша будет реакция если к вам на работу придет "дядя" и скажет что с нового года ваша зарплата будет приходить только на специальную карту ни на какую другую, при этом раз вы будите получать зп только на эту карту ваша зарплата будет ниже, чем тех работников кто получает наличкой, а еще вам нужно заплатить за специальное устройство ценой 36 т.р или работать бесплатно если за него не заплатите.
PS: 1) Ни какой острой необходимости переходить на безнал в маршрутках не было. Сами посчитайте разницу в закупочной стоимости терминалов и розницу которую они обязывают купить. Выходят хорошие миллионы за нихера неделанье под угрозой разорвать контракт с перевозчиком. карта была непопулярна от силы 3-4 человека в неделю. 2) С какой стати цена по ЕТК ниже . Хотя бы из-за того что надо купить терминал етк за 36 т.р. а если терминал сломается опять покупать за 36 т.р.,не говоря о постоянно растущих расходов. 3) Где антимонопольная службы, как минимум должен был быть выбор а не монополия с этими терминалами. 4) Ни один оператор не хочет повышения проезда инфа 100%, это администрация города навязывает повышение под угрозой разрыва договора. Вывод очевиден кто то из верхушек руководства, и заинтересованных влиятельных москвичей решил срубить и бабла по легкому.
Бандиты другим словом не скажешь.
Сообщение отредактировал FANTOM_777_ - Feb 7 2017, 23:33
А разве его терминал не должен "видеть" транспортные карты ЕТК, УЭК, транспортное приложение на банковских картах действующие на территории Чувашии???
В 566 постановлении кабмина написали все размывчато:
1.1. Перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования городского и (или) пригородного сообщения и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" обеспечить реализацию права пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты. ссылка
Если у вас не принимают карты ЕТК , вы не обязаны выходить из салона,ибо вы не отказываетесь от оплаты проезда. Водитель , если захочет вас вызвать,сам не имеет права,так как ,если .как он думает ,вы отказываетесь оплатить проезд,то это административное нарушение .И только сотрудники полиции могут вас выставить из автобуса(маршрутки).Если же водитель сам захочет вас высадить насильно-это уже административное наказании относительно него, так как он нарушает условие оказания перевозок.При мне водитель отказал женщине в оплате через терминал, сказав что принимает только наличку.После того,как женщина сказала,что позвонит сейчас на горячую линию,то он сразу его обилетил.Я сам недавно являюсь владельцем карты ЕТК. В первом случае,когда водитель сказал что у него сел аккумулятор терминала, я просто прошел в салон и поехал дальше.Водитель ни слова не сказал(извините -сел аккумулятор???так у у них рации и видеорегистраторы постоянно на заряде+еще телефоны).Во втором случае водитель сказал что терминала нет.Я так же прошел салон,водитель ни слова не сказал.Но ,подумав,что он ,возможно ,еще не успел купить,на выходе оставил 15 рублей.Чтобы ни мне обидно не было(хотя я мог и бесплатно проехать ), и чтобы его как то не было обидно...а галвное -почему я оставил 15 ре-водитель даже не пытался предьявить мне претензии по карте..да и это его хлеб(семья ,дети )...прошу за слишком много букв
Пока ты(в принципе народ) инструмент для чинуша для достижения им поставленной цели-катайся пока бесплатно, пользуйся суматохой. Потом они же спасибо вам скажут повышением цен на проезд!!!
Значит не заметил) для меня в памяти отложились рафики по 20 копеек с Шумилова в СЗР при цене на автобусе в 5 копеек. так и сейчас надо - не на 4 рубля, а в 4 раза цену сделать
На заметку, порядочные пассажиры не просят везти их бесплатно если нет терминал етк, они просто платят 19 рублей . Они бы так и так потратили эти же 19 рублей если бы был терминал. Таким пассажирам большое уважение ) Те же кто принципиально требует провезти их бесплатно минусуйте, хоть узнает сколько вас таких
Сообщение отредактировал FANTOM_777_ - Feb 7 2017, 23:46
В 566 постановлении кабмина написали все размывчато:
1.1. Перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования городского и (или) пригородного сообщения и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" обеспечить реализацию права пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты. ссылка
В любом случаи карты ЕТК, УЭК обязательны к приёму при безналичной оплате.
На заметку, порядочные пассажиры не просят везти их бесплатно если нет терминал етк, они просто платят 19 рублей . Они бы так и так потратили эти же 19 рублей если бы был терминал. Таким пассажирам большое уважение ) Те же то принципиально требует провезти их бесплатно минусуйте, хоть узнает сколько вас таких
Понятно что вы заинтересованное лицо со имеющее отношение к етк. Простой вопрос как человеку. Какая ваша будет реакция если к вам на работу придет "дядя" и скажет что с нового года ваша зарплата будет приходить только на специальную карту ни на какую другую, при этом раз вы будите получать зп только на эту карту ваша зарплата будет ниже, чем тех работников кто получает наличкой, а еще вам нужно заплатить за специальное устройство ценой 36 т.р или работать бесплатно если за него не заплатите.
PS: 1) Ни какой острой необходимости переходить на безнал в маршрутках не было. Сами посчитайте разницу в закупочной стоимости терминалов и розницу которую они обязывают купить. Выходят хорошие миллионы за нихера неделанье под угрозой разорвать контракт с перевозчиком. карта была непопулярна от силы 3-4 человека в неделю. 2) С какой стати цена по ЕТК ниже . Хотя бы из-за того что надо купить терминал етк за 36 т.р. а если терминал сломается опять покупать за 36 т.р.,не говоря о постоянно растущих расходов. 3) Где антимонопольная службы, как минимум должен был быть выбор а не монополия с этими терминалами. 4) Ни один оператор не хочет повышения проезда инфа 100%, это администрация города навязывает повышение под угрозой разрыва договора. Вывод очевиден кто то из верхушек руководства, и заинтересованных влиятельных москвичей решил срубить и бабла по легкому.
Бандиты другим словом не скажешь.
1. Безналичную оплату проезда внедряли, чтобы организатор перевозок мог получать достоверную фактическую информацию о пассажиропотоках, требующуюся для проведения оптимизации маршрутной сети, разработке расписания движения автобусов по маршрутам. Никакие банковские терминалы вам такой информации не дадут; 2. Почитайте принятую Администрацией г. Чебоксары методику расчета тарифов на проезд. Рассчитывается тариф для оплаты проезда электронными средствами оплаты, тариф для оплаты проезда наличными денежными средствами устанавливается на 35% выше рассчитанного тарифа. Такая разница принимается в целях популяризации безналичной оплаты проезда, из этого никто не делает секретов; 3. Выбор был когда проводился открытый конкурс на определение уполномоченного оператора системы безналичной оплаты проезда, в котором каждый мог участвовать, и победило ЕТК; 4. Согласно всё той же методике тарифы могут быть пересмотрены как по инициативе перевозчика, так и по инициативе администрации города Чебоксары
Лично мне без разницы ЕТК или банковская карта, самое главное, чтобы можно было безналично расплачиваться за проезд а не возится с наличными. Но ЕТК у меня уже 4 года имеется и регулярно используется.
Сообщение отредактировал Николай_090908 - Feb 7 2017, 23:46
На заметку, порядочные пассажиры не просят везти их бесплатно если нет терминал етк, они просто платят 19 рублей . Они бы так и так потратили эти же 19 рублей если бы был терминал. Таким пассажирам большое уважение ) Те же то принципиально требует провезти их бесплатно минусуйте, хоть узнает сколько вас таких
да вопрос не в том ведь чтобы бесплатно проехать. вопрос ведь по настоящему в том, что эти большие денежные потоки черного нала не отслеживаются. В частности на эти деньги проводились последние выборы