Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
снова... кто их уполномочил (разрешил) заниматься еще и поставкой на рынок терминалов? конкурс на поставку был? думаю нет...
сорри, я не адвокат и не ярый приверженец ЕТК, чтобы рассуждать о наличии адмресурса и т.д. Но мне кажется, у нас в Чувашии никакие инновационные инициативы невозможны без этого А вообще ребята молодцы, нашли вовремя свободную нишу, вложились, залезли
Сообщение отредактировал McLaud - Feb 1 2017, 15:20
цитирую: "Обращаем Ваше внимание, что никакие иные терминалы, в том числе терминалы, предлагаемые в настоящее время банковскими организациями, не способны считывать информацию с карт для безналичной оплаты проезда, в связи с чем, их использование на транспорте общего пользования не обеспечит реализацию прав граждан на безналичную оплату проезда в соответствии с Постановлением № 566"
Т.е. здесь четко написано, что "никакие иные терминалы" (между строк - кроме терминалов, предлагаемых ЕТК), не могут считывать информацию с карт для безналичной оплаты (между строк - только карты ЕТК!)
еще цитата из письма повыше (к "только карты ЕТК!"): "Безналичная оплата проезда осуществляется посредством карт для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования (далее также - карта). Виды карт, применяемые для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования Чувашской Республики, установлены Постановлением № 566. Изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда осуществляет уполномоченный оператор (далее - оператор системы). Оператором системыпо результатам открытого конкурсабыло определено Общество с ограниченной ответственностью «Единая транспортная карта» (далее - ООО «ЕТК»)"
По итогам конкурса с ЕТК заключен договор сроком на 10 лет до 2024 года, причем ЕТК теперь до этого срока является единственным оператором на всю Чувашию и в т.ч. в г. Чебоксары, а отсюда и монополизм (доминирующее положение согласно антимонопольного закона). Стать "вторым, третьим, пятым оператором второй, третьей, пятой системы" до истечения срока договора с ЕТК по закону невозможно!
Ну и чЁ вам тут понятно?!
Объясняю: карты ЕТК никакие другие терминалы не читают и читать не будут! Чтобы стать вторым, третьим, пятым надодо выпустить свои карты или научиться обслуживать банковские виза, мастер и др., а не стучать по клавишам! Конкурс на 10 лет проведен для нужд правительства Чувашии и если Вы создадите альтернативную систему никто плакать и запрещать Вам не станет! Так что "барабан Вам на шею!" сделайте ЕТК2 и правительство Чувашии может Вас тоже заметить и заключить с Вами еще один договор! Вы также себя гордо будете именовать уполномоченный оператор системы ЕТК2! А результаты конкурса - это всего навсего результаты! Даже постановление КМ ЧР №566 - не закон а подзаконный акт!
внимательно читайте письмо! ЕТК самостоятельно НИЧЕГО НЕ СОЗДАЛО!!!
еще раз вам процитирую, чтобы вы не утруждались в поисках нужного места в письме:
"В связи с экономической нецелесообразностью, ООО «ЕТК» самостоятельно не разрабатывало систему безналичной оплаты проезда[/color], воспользовавшись готовым техническим решением. Техническое решение выбиралось ООО «ЕТК» путем апробирования различных решений на практике. По результатам практических испытаний на территории Чувашской Республики была внедрена система безналичной оплаты проезда «Удобный маршрут». Собственником и разработчиком системы выступает ООО «Удобный маршрут», зарегистрированное в г. Москва"
Не надо Ёрничать от неча делать! Я не критикую (пока...), а выкладываю факты, подтверждаемые именно ЕТК, которое просто присосалось к теме безналичной оплаты, зная заранее о принятии Пост. №566, т.е. владея инсайдерской информацией, т.к. горбуновская семейка с кучей всяких ОООшек уже очень давно пристроена и к Минтрансу, и к Чувашавтотрансу! НИКТО другой, кроме них, теперь не может войти на этот рынок безналичной оплаты проезда именно с подачи и помощи тупых чинуш, т.е. ООО "ЕТК", по моему мнению, бизнес-то свой развивает не инициативно, а используя все тот же административный ресурс, что на мой взгляд связано все с той же коррупцией...
А Вы предполагаете воспользоваться собственноручно разработанными банковскими технологиями? Сомневаюсь что у Вас это получится! Об этом и в письме ЕТК говорится - нецелесообразно! Они воспользовались технологиями ООО"Удобный маршрут" как и процентов 30 всех аналогичных операторов систем безналичной оплаты проезда в России! Ваш взгляд на коррупцию тоже очень пристальный! Не хотите сами разработать систему ЕТК2 так хоть в качестве чиновника что нибудь аналогичное внедрите! К Вашему сведению в Чувашии безналичную оплату проезда разные чиновники внедряют с 2008 года - первое распоряжение КМ ЧР вышло - с тех пор их ой как много поменялось и все они с Ваших слов кррупционеры кормятся с ладошки Горбунова?
Да потому что, реальные деньги они есть реальные деньги. Маршрутчику, если он сам не хозяин маршрута и машины, надо отдать от 2500 до 4500 руб за день владельцу авто/маршрута. Заправить машину- кто как наездит, в среднем до 2 т.р. Мойка- 100-250 рэ. А то что останется- его личный профит. А с терминалами гораздо все сложнее...
Полностью согласен. Да и деньги нужны здесь и сейчас, никогда не знаешь когда что то сломается, а запчасти не дешевые. А пока снимешь с счета пройдет не один день. Вот такой геморой. А еще хозяину машины придется заплатить 3% при снятии суммы поступивших с карт етк со счета Вози за 18 рублей потом еще 3% процента плати дурдом. Почему думают только об удобстве пассажиров загоняя в долговую яму хозяина машины.
Почему бы не везти тогда такие карты для магазинов что бы покупать например молоко и др продукты со скидкой в 4 рубля. Почему именно маршрутки виноваты, и должны возить (с учетом выросших цен на запчасти, аренды, обслуживание, соляру) еще дешевле????? Минусаторы жопошники привыкщие к халяве.))
Сообщение отредактировал FANTOM_777_ - Feb 1 2017, 15:47
а администрация своими постановлениями тоже под нас будет тарифы подгонять? или вы такие вот талантливые бизнесмены и эффективные менеджеры наподобие сынков чайки?
еще момент - если ЕТК не может обеспечить терминалами всех страждущих (в их же письме указываются сроки поставки терминала до 3-х месяцев), то перевозчики обязаны бесплатно возить или как?
Тарифы устанавливаются для карт безналичной оплаты! Где написано ЕТК? Если ваша карта ЕТК2 или Виза или мастер будет работать в транспорте так на нее тоже распространяется этот тариф! И этот тариф не собственность ЕТК или Ваш (в случае вашего участия в качестве альтернативной системы ЕТК2,3,5) а собственность перевозчика в салоне которого произошла транзакция и который осуществляет перевозку! Доход ЕТК или теоретически в будущем Ваш в проценте за транзакцию! (примерно как услуги банка за перевод средств). А для страждущих ЕТК это письмо и написало - хочешь беги заранее (за 3месяца) к ним - хочешь напрямую в Москву - хочешь в Китай, потом за программой в Москву потом в ЕТК со своим терминалом. Колхоз дело добровольное!
Тарифы устанавливаются для карт безналичной оплаты! Где написано ЕТК? Если ваша карта ЕТК2 или Виза или мастер будет работать в транспорте так на нее тоже распространяется этот тариф! И этот тариф не собственность ЕТК или Ваш (в случае вашего участия в качестве альтернативной системы ЕТК2,3,5) а собственность перевозчика в салоне которого произошла транзакция и который осуществляет перевозку! Доход ЕТК или теоретически в будущем Ваш в проценте за транзакцию! (примерно как услуги банка за перевод средств). А для страждущих ЕТК это письмо и написало - хочешь беги заранее (за 3месяца) к ним - хочешь напрямую в Москву - хочешь в Китай, потом за программой в Москву потом в ЕТК со своим терминалом. Колхоз дело добровольное!
ну да, конечно! только как-то так получилось, что администрация не разрешает устанавливать ничего кроме етк-шных терминалов (естественно никаких письменных распоряжений/приказов/постановлений нет). да и етк что-то не собирается подключать терминалы купленные не у них.
Полностью согласен. А еще хозяину машины придется заплатить 3% при снятии суммы поступивших с карт етк со счета Вози за 18 рублей потом еще 3% процента плати дурдом. Почему думают только об удобстве пассажиров загоняя в долговую яму хозяина машины.
Почему бы не везти тогда же такие карты тогда для магазинов что бы покупать например молоко и др продукты со скидкой в 4 рубля. Почему именно маршрутки виноваты, и должны возить (с учетом выросших цен на запчасти, аренды, обслуживание, соляру) еще дешевле?????
Я тоже против того чтобы ущемляли интересы предпринимателей, но почему же столько желающих встать на маршрут если это так нерентабельно? Зачем же тогда платят хозяевам маршрута водители-ИПшники такие большие деньги? Скорее всего, рентабельность перевозок все равно неплохая даже при цене в 19 рублей за поездку.
Еще мне очень интересно, что некоторые активисты ополчились против ЕТК, но никто почему то не упоминает тех самых хозяев маршрутов, которые получают неплохие деньги просто за то что выиграли конкурс на маршрут? Может их экономику поясните?
И насчет безналичной оплаты в магазинах. Доля безналичного оборота в розничной торговле сейчас итак немаленькая (что то около 50%), а в транспорте - менее 1%. я уже писал, скидка по картам сделана для того чтобы стимулировать переход на безнал, внедрить в сознание пассажиров, что оплачивать картой удобнее. Наш менталитет заточен на халяву, вот и дают скидку почти 20% на безналичную оплату. По мере роста культуры безналичной оплаты проезда, скидка будет снижаться, в горизонте 1-2 года имхо
Потому что это там уже давно есть. И комиссия и скидочные карты и небесплатные терминалы.
банки не продают свои терминалы торговым точкам в отличие от етк. установка терминала в торговой точке - это инициатива владельца точки, а не обязанность вмененная постановлением администрации.
Читаю: Банковская транспортная карта (Сбербанк). Предоставляет скидку в размере 1-го рубля за поездку при действующих тарифах. На пригородных автобусных маршрутах скидка равна 30 коп. с километра. http://etk21.ru/cards/bankovskaya-transpor...karta-sberbank/
«Электронный кошелек» с бонусным приложением CityCard. Предоставляет скидку в размере 1-го рубля за поездку при действующих тарифах. На пригородных автобусных маршрутах скидка равна 30 коп. с километра. http://etk21.ru/cards/elektronnyy-koshelek...eniem-citycard/
А хотел про разницу в 4 рубля…
Разница в 4 рубля планируется в Чебоксарах (и только в этом городе пока) с 20 февраля!
Я тоже против того чтобы ущемляли интересы предпринимателей, но почему же столько желающих встать на маршрут если это так нерентабельно? Зачем же тогда платят хозяевам маршрута водители-ИПшники такие большие деньги? Скорее всего, рентабельность перевозок все равно неплохая даже при цене в 19 рублей за поездку.
Еще мне очень интересно, что некоторые активисты ополчились против ЕТК, но никто почему то не упоминает тех самых хозяев маршрутов, которые получают неплохие деньги просто за то что выиграли конкурс на маршрут? Может их экономику поясните?
И насчет безналичной оплаты в магазинах. Доля безналичного оборота в розничной торговле сейчас итак немаленькая (что то около 50%), а в транспорте - менее 1%. я уже писал, скидка по картам сделана для того чтобы стимулировать переход на безнал, внедрить в сознание пассажиров, что оплачивать картой удобнее. Наш менталитет заточен на халяву, вот и дают скидку почти 20% на безналичную оплату. По мере роста культуры безналичной оплаты проезда, скидка будет снижаться, в горизонте 1-2 года имхо
1. рентабельность на уровне среднерегиональной или вы хотите чтоб люди за 5-7 тысяч работали? 2. тема про ЕТК, а не про экономику на маршруте. 3. стоимость проезда не так велика чтобы окупать все затраты на безнал - поэтому ни маршрутчики, ни пассажиры этим и не пользовались.
1. по вашей ссылке: "...В соответствии с абз. 2 подпункта 4.1.2.5. пункта 4.1.2. раздела 4 Положения о порядке проведения конкурса признать конкурс несостоявшимся..." 2. это не сотрясание воздуха - это коррупция, когда некий "бизнес" возможен только при наличии административной поддержки. Пока не было постановления ЕТК никому не был нужен, как полностью экономически неэффективный.
Уважаемый! Конкурс признается несостоявшимся если участник только один! О чем Вам говорят создайте ЕТК2 и будет конкурс состоявшимся! Так что-то с 2008 года в Чувашии только по клавишам стучат, а создают пусть и используя чужие системные решения единицы!
Вот вы все такие проворные комментаторы!? факты: 1) я тоже за конкуренцию, но ЧЕСТНУЮ! ситуация с ЕТК - антиконкурентная! читайте мой пост выше... про конкурс (тоже писал выше): - следующий конкурс в 2024 году, еще 7 лет ЕТК - монополист на рынке БОП; - протокол по итогам конкурса может и был, но о его существовании никто не знает, в публичном доступе не осталось и следов от проведенного конкурса, где можно бы было выяснить условия конкурса, критерии отбора победителей, конкурентные предложения участников конкурса, проект заключаемого по его итогам договора с уполномоченным органом, т.е. Минтрансом ЧР; только договор может устанавливать права и обязанности сторон; меня очень интересует, на что же в итоге было уполномочено ЕТК? правомерны ли его действия в рамках договора? - кроме того, ключевое значение для меня (юриста) имеет только законность совершаемых действий и никакой не надо антимонии разводить типа бла-бла-бла...
2) ЕТК согласно тексту Постановления КМ ЧР №566 является не кем иным, как "уполномоченный оператор, ответственный за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда"... где тут указано на полномочие ЕТК оперировать самой системой БОП, которая к слову должна быть встроена в систему транспортных приложений УЭК (ГМУ)? кто уполномочил их на это? я предполагаю, что согласно нормативным актам по БОП, у ЕТК не может быть таких полномочий, тем более на разработку (внедрение, применение) "небесплатных" программных продуктов (решений), и уж тем паче на самостоятельный и произвольный выбор каких-либо разработчиков и поставщиков таких решений;
3) в добавок про решения с ЕТК, которые связаны именно с предлагаемыми им (фактически навязываемые рынку) терминалами за 36000 рублей снова... кто их уполномочил (разрешил) заниматься еще и поставкой на рынок терминалов? конкурс на поставку был? думаю нет...
Опять двадцать пять! Это их (ЕТК) карта их система че их уполномачивать? Сделайте свою и будете в ней себя уполномачивать! А УЭК пора уже выкинуть - правительство РФ на нее положило и в транспорте она работает через раз! Я уже выкинул!