Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Трижды это три раза чтоли? С банковской карты деньги списываются сразу, по факту покупки. Это какими пакетами данных тогда надо обмениваться? По каждой транзакции? И как это увеличит скорость? А какой банк пойдёт на то, чтобы самостоятельно обрабатывать все такие платежи? И сколько такие услуги будут стоить?
- списываются сразу, однако выписку можно ждать сутки (синхронизация банка и процессингово центра - ПЦ) -TCP/IP -по каждой - скорость тут не нужна, передаются байты и не мегабайты - банк не занимается обработкой платежей с карт и прочих безналичных систем оплаты, этим занимается ПЦ. - договор с ПЦ (и его выбор) подписывает банк.
"Терминал ЕТК списывает деньги непосредственно с транспортной карты, не отправляя никаких запросов" Трижды чушь. 1. на карте не деньги. 2.хранить прямо информацию о количестве "денег" на карте чревато появлением "бесконечных" карт - на такой риск никто не пойдет, ведь сразу придется переделывать всю архитектуру. 3. А когда Вы ЕТК пополняете - Вам какой -нибудь бухгалтер прямо в карту вписывает количество денег?
Вы вступаете в дискуссию, не владея матчастью. Почитайте о чипах mifare, о картах тройка. Баланс хранится именно в памяти карты, а при пополнении оператор приписывает на карте новый баланс. Терминал же полностью оффлайновый, ни с кем и никуда он не связывается в процессе работы. Несмотря на все недостатки технологии взломы карт тройка, например, массового распространения не получили.
вчера впервые расплачивался за проезд в маршрутке с помощью етк.водитель взял терминал,несколько раз прикладывал карточку к терминалу,но безуспешно-билет так и не вышел.потом он мне без лишних разговоров отдал карту и дал обычный билет.получилось что я проехал бесплатно
Ха! Как Вы интересно читаете письма то! В письме говорится об уже действующей системе в Чувашии созданной ЕТК - потому и оператор ее ЕТК! А если Вы организуете свою кто-ж против то? Только ворочать мешки что-то не все хотят или не получается? Гораздо проще критиковать тех кто что-то делает!
а администрация своими постановлениями тоже под нас будет тарифы подгонять? или вы такие вот талантливые бизнесмены и эффективные менеджеры наподобие сынков чайки?
еще момент - если ЕТК не может обеспечить терминалами всех страждущих (в их же письме указываются сроки поставки терминала до 3-х месяцев), то перевозчики обязаны бесплатно возить или как?
еще момент - если ЕТК не может обеспечить терминалами всех страждущих (в их же письме указываются сроки поставки терминала до 3-х месяцев), то перевозчики обязаны бесплатно возить или как?
на чгтрк был репортаж, директор етк сообщил, что задержек с поставками вообще нет, сколько нужно — готовы продать. Видимо закупились, предвкушая спрос, но маршрутчики пока дружно игнорируют))
Читаю: Банковская транспортная карта (Сбербанк). Предоставляет скидку в размере 1-го рубля за поездку при действующих тарифах. На пригородных автобусных маршрутах скидка равна 30 коп. с километра. http://etk21.ru/cards/bankovskaya-transpor...karta-sberbank/
«Электронный кошелек» с бонусным приложением CityCard. Предоставляет скидку в размере 1-го рубля за поездку при действующих тарифах. На пригородных автобусных маршрутах скидка равна 30 коп. с километра. http://etk21.ru/cards/elektronnyy-koshelek...eniem-citycard/
постараюсь излагать только факты: По выбору траснпортного оператора - конкуренция это гуд. Поддерживаю "лерик", создавайте свое ООО, делайте транспортный биллинг - и вперед, участвовать в конкурсе. ЕТК то выбран официально по конкурсу, протокол прилагался. - сделать хороший транспортный биллинг, который работает в офлайне - очень недешево. Именно поэтому видимо выгоднее использовать готовое (и не бесплатное!) решение "Удобного маршрута" - почему офлайн наверно понятно - никакой онлайн в настоящее время пока не сможет обеспечить требование по скорости проведения 1 транзакции не более 1-2 секунд. Это ключевое требование. Именно поэтому, с точки зрения соблюдения требований к скорости и качеству проведения транзакций, решение с ЕТК пока оптимальное.
постараюсь излагать только факты: По выбору траснпортного оператора - конкуренция это гуд. Поддерживаю "лерик", создавайте свое ООО, делайте транспортный биллинг - и вперед, участвовать в конкурсе. ЕТК то выбран официально по конкурсу, протокол прилагался. - сделать хороший транспортный биллинг, который работает в офлайне - очень недешево. Именно поэтому видимо выгоднее использовать готовое (и не бесплатное!) решение "Удобного маршрута" - почему офлайн наверно понятно - никакой онлайн в настоящее время пока не сможет обеспечить требование по скорости проведения 1 транзакции не более 1-2 секунд. Это ключевое требование. Именно поэтому, с точки зрения соблюдения требований к скорости и качеству проведения транзакций, решение с ЕТК пока оптимальное.
1. приложите протокол официально выигранного конкурса. 2. где было бы ЕТК без административного рычага?
насчет сравнения карты ЕТК и банковской карты с транспортным приложением. Плюсы ЕТК: неперсональная. Минусы - пополнять нужно бесконтактным способом, прикладывая к специальному ридеру, что ограничивает географию точек пополнения.
Банковская бесконтактная карта Сбербанка с транспортным приложением. Плюсы: 2в1 - и дебетовая карта с бесконтактной оплатой, и транспортная карта. Пополнять транспортное приложение карты можно в любом банкомате\терминале Сбербанка, независимо от его оснащения бесконтактным ридером для поплнения карт ЕТК, путем списания денег с банковского приложения. Можно получить бесплатно в рамках зарплатного проекта. Минусы - необходимо соблюдать требования безопасности использования банковской карты (но это нужно делать всегда, без этого сейчас никак). В последних роликах на ГТРК есть информация, что ЕТК разрабатывает технологию онлайн-пополнения карт. Но в любом случае, как с картами "Тройка", проведенное онлайн-пополнение надо будет инициировать в терминалах ЕТК, скорее всего это можно будет сделать непосредственно при оплате проезда.
1. приложите протокол официально выигранного конкурса. 2. где было бы ЕТК без административного рычага?
1. Ранее было выложено на форуме: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=1397320 Аналогичное решение есть по Чувашии, можете запросить в Минтрансе 2. Это сотрясание воздуха, извините, не буду дискутировать.
1. Ранее было выложено на форуме: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=1397320 Аналогичное решение есть по Чувашии, можете запросить в Минтрансе 2. Это сотрясание воздуха, извините, не буду дискутировать.
1. по вашей ссылке: "...В соответствии с абз. 2 подпункта 4.1.2.5. пункта 4.1.2. раздела 4 Положения о порядке проведения конкурса признать конкурс несостоявшимся..." 2. это не сотрясание воздуха - это коррупция, когда некий "бизнес" возможен только при наличии административной поддержки. Пока не было постановления ЕТК никому не был нужен, как полностью экономически неэффективный.
постараюсь излагать только факты: По выбору траснпортного оператора 1) - конкуренция это гуд. Поддерживаю "лерик", создавайте свое ООО, делайте транспортный биллинг - и вперед, участвовать в конкурсе. ЕТК то выбран официально по конкурсу, протокол прилагался. 2) - сделать хороший транспортный биллинг, который работает в офлайне - очень недешево. Именно поэтому видимо выгоднее использовать готовое (и не бесплатное!) решение "Удобного маршрута" 3) - почему офлайн наверно понятно - никакой онлайн в настоящее время пока не сможет обеспечить требование по скорости проведения 1 транзакции не более 1-2 секунд. Это ключевое требование. Именно поэтому, с точки зрения соблюдения требований к скорости и качеству проведения транзакций, решение с ЕТК пока оптимальное.
Вот вы все такие проворные комментаторы!? факты: 1) я тоже за конкуренцию, но ЧЕСТНУЮ! ситуация с ЕТК - антиконкурентная! читайте мой пост выше... про конкурс (тоже писал выше): - следующий конкурс в 2024 году, еще 7 лет ЕТК - монополист на рынке БОП; - протокол по итогам конкурса может и был, но о его существовании никто не знает, в публичном доступе не осталось и следов от проведенного конкурса, где можно бы было выяснить условия конкурса, критерии отбора победителей, конкурентные предложения участников конкурса, проект заключаемого по его итогам договора с уполномоченным органом, т.е. Минтрансом ЧР; только договор может устанавливать права и обязанности сторон; меня очень интересует, на что же в итоге было уполномочено ЕТК? правомерны ли его действия в рамках договора? - кроме того, ключевое значение для меня (юриста) имеет только законность совершаемых действий и никакой не надо антимонии разводить типа бла-бла-бла...
2) ЕТК согласно тексту Постановления КМ ЧР №566 является не кем иным, как "уполномоченный оператор, ответственный за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда"... где тут указано на полномочие ЕТК оперировать самой системой БОП, которая к слову должна быть встроена в систему транспортных приложений УЭК (ГМУ)? кто уполномочил их на это? я предполагаю, что согласно нормативным актам по БОП, у ЕТК не может быть таких полномочий, тем более на разработку (внедрение, применение) "небесплатных" программных продуктов (решений), и уж тем паче на самостоятельный и произвольный выбор каких-либо разработчиков и поставщиков таких решений;
3) в добавок про решения с ЕТК, которые связаны именно с предлагаемыми им (фактически навязываемые рынку) терминалами за 36000 рублей снова... кто их уполномочил (разрешил) заниматься еще и поставкой на рынок терминалов? конкурс на поставку был? думаю нет...
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441
а так вообще да, это если как личную карту оформлять https://www.sberbank.ru/ru/person/bank_card...universal/maska Стоимость обслуживания: 900 рублей/ 30 долларов/ 30 евро в первый год 600 рублей/ 20 долларов/ 20 евро во второй и последующие годы
Сообщение отредактировал McLaud - Feb 1 2017, 15:15