Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
это россия, детка! в том-то и дело, что запрещено все кроме етк, несмотря на то что написано! у банков такая возможность есть, есть предложения от них. возможно что некоторые перевозчики и смогут этим воспользоваться.
В студию цитату из нормативного акта запрещающего все кроме етк! Можно реквизиты
"Банковские терминалы работают только через онлайн, им нужно постоянное интернет соединение. В магазине его обеспечить не проблема, провод только кинуть. А в транспорте как? Только беспроводное соединение, у которого низкая скорость." Там и не нужна высокая скорость - идет обмен ключами,а много они не весят..Это не фильм скачать. Насколько знаю, обмен может и по голосовому каналу идти, интернет необязателен. И подобных беспроводных терминалов полно,и работают они отлично: и у курьеров, и служб доставки, и еще много у кого. Даже в терминалах мобильной связи как правило связь по GSM идет, и все good.
Повторюсь: Так организуйте свое ЕТК в чем проблема то?
"А в часы пик как, когда пассажиров сразу и много?" А какая разница, столпотворение пассажиров с картами ЕТК или с картами банка ? Действия -то одни и те же: взять карту,провести по ридеру,выдать чек. Более того, в часы пик ,когда наваливается толпа - и каждому нужно выдать точную сумму сдачи,и разменять, и разложить деньги куда положено,найти-наковырять сдачу и не выронить мелочь, и передать пассажиру... Боюсь, в этом плане наличная оплата уступит банковской карте.
Разница в том что ЕТК терминал связывается с сервером два раза в начале смены и в конце ее, а банк при каждой оплате до выдачи чека! А теперь оцените как он будет давать чек в столпотворение и сами ответите на свой вопрос.
Отличный способ избавиться от маршруток и пересесть на полноценные автобусы: культурно по очереди в переднюю дверь входим и оплачиваем, через заднюю и среднюю(если есть) выходим. P.S. Мечты...
само ЕТК себя и продвигает, а тому способствуют глупцы-чиновники... думаю многим будет интересно это чтиво (прикладываю)... комментарии свои позже выложу, когда народ прочитает, как ЕТК, став монополистом, диктует собственные условия, невыгодные перевозчикам, и кроме того, ставя иные возможные субъекты, предлагающие системы безналичной оплаты, в дискриминационное положение... куда смотрит УФАС? готовлю жалобы...
Ну и что Вас в этом чтиве не устроило? Все понятно и никакой монопольщины. Хочешь выпускай свои карты, распространяй населению, становись вторым, третьим, пятым оператором второй, третьей, пятой системы кто - ж мешает то? По клавишам стучать и обвинять всех в хапужничестве - проще!
3. А когда Вы ЕТК пополняете - Вам какой -нибудь бухгалтер прямо в карту вписывает количество денег?
Баланс транспортной карты – записанная в электронном виде на транспортную карту информация о наличии денежных средств на транспортной карте, либо информация о !!!!!!!! в соответствии с выбранным тарифным планом;
В студию цитату из нормативного акта запрещающего все кроме етк! Можно реквизиты
ТЫНЦ почитайте письмо ЕТК, там все описано... из письма следует, что только ЕТК...
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441
ТЫНЦ почитайте письмо ЕТК, там все описано... из письма следует, что только ЕТК...
Ха! Как Вы интересно читаете письма то! В письме говорится об уже действующей системе в Чувашии созданной ЕТК - потому и оператор ее ЕТК! А если Вы организуете свою кто-ж против то? Только ворочать мешки что-то не все хотят или не получается? Гораздо проще критиковать тех кто что-то делает!
Ну и что Вас в этом чтиве не устроило? Все понятно и никакой монопольщины. Хочешь выпускай свои карты, распространяй населению, становись вторым, третьим, пятым оператором второй, третьей, пятой системы кто - ж мешает то? По клавишам стучать и обвинять всех в хапужничестве - проще!
цитирую: "Обращаем Ваше внимание, что никакие иные терминалы, в том числе терминалы, предлагаемые в настоящее время банковскими организациями, не способны считывать информацию с карт для безналичной оплаты проезда, в связи с чем, их использование на транспорте общего пользования не обеспечит реализацию прав граждан на безналичную оплату проезда в соответствии с Постановлением № 566"
Т.е. здесь четко написано, что "никакие иные терминалы" (между строк - кроме терминалов, предлагаемых ЕТК), не могут считывать информацию с карт для безналичной оплаты (между строк - только карты ЕТК!)
еще цитата из письма повыше (к "только карты ЕТК!"): "Безналичная оплата проезда осуществляется посредством карт для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования (далее также - карта). Виды карт, применяемые для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования Чувашской Республики, установлены Постановлением № 566. Изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда осуществляет уполномоченный оператор (далее - оператор системы). Оператором системыпо результатам открытого конкурсабыло определено Общество с ограниченной ответственностью «Единая транспортная карта» (далее - ООО «ЕТК»)"
По итогам конкурса с ЕТК заключен договор сроком на 10 лет до 2024 года, причем ЕТК теперь до этого срока является единственным оператором на всю Чувашию и в т.ч. в г. Чебоксары, а отсюда и монополизм (доминирующее положение согласно антимонопольного закона). Стать "вторым, третьим, пятым оператором второй, третьей, пятой системы" до истечения срока договора с ЕТК по закону невозможно!
Ну и чЁ вам тут понятно?!
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441
"Терминал ЕТК списывает деньги непосредственно с транспортной карты, не отправляя никаких запросов" Трижды чушь. 1. на карте не деньги. 2.хранить прямо информацию о количестве "денег" на карте чревато появлением "бесконечных" карт - на такой риск никто не пойдет, ведь сразу придется переделывать всю архитектуру. 3. А когда Вы ЕТК пополняете - Вам какой -нибудь бухгалтер прямо в карту вписывает количество денег? 4.Вы,если погуглите, узнаете ,что у мобилок есть показатель SAR - уровень радиоизлучения, жестко ограниченный евронормами. ДА и антенна у мобилок - с ноготь. ПОС-терминалы не используются вблизи тела, да и не уверен что измерением SAR терминалов кто-либо занимался. Как результат - там,где телефон давно потеряет сеть, терминал будет спокойно доступен. 5.Когда возникают тормоза с оплатой - это не потому,что терминал тормозит. Тормозит процессинг - так как платежная информация обрабатывается серверами VISA\MASTERCARD и иными. В случае с процессингом оплаты проезда - никто не мешает обрабатывать платежи напрямую банком, а транзакции с перевозчиками осуществлять пакетно.
Трижды это три раза чтоли? С банковской карты деньги списываются сразу, по факту покупки. Это какими пакетами данных тогда надо обмениваться? По каждой транзакции? И как это увеличит скорость? А какой банк пойдёт на то, чтобы самостоятельно обрабатывать все такие платежи? И сколько такие услуги будут стоить?
Ха! Как Вы интересно читаете письма то! В письме говорится об уже действующей системе в Чувашии созданной ЕТК - потому и оператор ее ЕТК! А если Вы организуете свою кто-ж против то? Только ворочать мешки что-то не все хотят или не получается? Гораздо проще критиковать тех кто что-то делает!
внимательно читайте письмо! ЕТК самостоятельно НИЧЕГО НЕ СОЗДАЛО!!!
еще раз вам процитирую, чтобы вы не утруждались в поисках нужного места в письме:
"В связи с экономической нецелесообразностью, ООО «ЕТК» самостоятельно не разрабатывало систему безналичной оплаты проезда, воспользовавшись готовым техническим решением. Техническое решение выбиралось ООО «ЕТК» путем апробирования различных решений на практике. По результатам практических испытаний на территории Чувашской Республики была внедрена система безналичной оплаты проезда «Удобный маршрут». Собственником и разработчиком системы выступает ООО «Удобный маршрут», зарегистрированное в г. Москва"
Не надо Ёрничать от неча делать! Я не критикую (пока...), а выкладываю факты, подтверждаемые именно ЕТК, которое просто присосалось к теме безналичной оплаты, зная заранее о принятии Пост. №566, т.е. владея инсайдерской информацией, т.к. горбуновская семейка с кучей всяких ОООшек уже очень давно пристроена и к Минтрансу, и к Чувашавтотрансу! НИКТО другой, кроме них, теперь не может войти на этот рынок безналичной оплаты проезда именно с подачи и помощи тупых чинуш, т.е. ООО "ЕТК", по моему мнению, бизнес-то свой развивает не инициативно, а используя все тот же административный ресурс, что на мой взгляд связано все с той же коррупцией...
--------------------
юрист, споры с органами госвласти и местного самоуправления, арбитраж, суды ОЮ, ФАС, прокуратуры, защита прав ИП, перевозчиков, споры по ДТП, страхованию (веду сложные дела...) тел. 291-911, 89373891441