Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Кто же Вам, уважаемый, запрещает? Регистрируйте ООО и вперед: создавайте конкурента ЕТК который обычными банковскими картами работает! 3,14здеть не мешки ворочать! В России нет примера действующих систем оплаты проезда банковской картой минуя транспортное приложение! Создайте - можете задарма? Может Вам и процент не понадобится от транзакций!
а для чего вообще нужна такая ЕТК-подобная прокладка? перевозчик заключает договор с банком, банк ставит ему свои терминалы, пассажиры расплачиваются своими банковскими картами - все просто, ничего лишнего. причем банки не заставляют выкупать свои терминалы втридорога.
Сообщение отредактировал dk11 - Jan 31 2017, 16:43
И как собственно я должен знать какой баланс карты? Карта именная, можно ли брать несколько для нескольких людей?
каждый раз при получении билета терминал вам распечатает остаток (последняя строчка билета). берите сколько хотите карт, мне лично одной достаточно, ей можно оплачивать за всю семью.
Если у человека есть личное авто, ему надо покупать ЕТК и зачем
за тем же, зачем автолюбитель покупает запаску и возит её в багажнике. Карта не проездной, а электронный кошелек без срока давности (через 5 лет можно поменять без потери баланса).
а для чего вообще нужна такая ЕТК-подобная прокладка? перевозчик заключает договор с банком, банк ставит ему свои терминалы, пассажиры расплачиваются своими банковскими картами - все просто, ничего лишнего. причем банки не заставляют выкупать свои терминалы втридорога.
Так никому из перевозчиков то и не запрещено? Че-ж никто то не заключил? Может нет такой возможности у банка? Где в постановлении о тарифе сказано "безналичной оплаты ЕТК"? Карта банка тоже безналичная оплата - чет ни кто не организовал! Насколько мне ведомо во всей России нет прецедента!
Так никому из перевозчиков то и не запрещено? Че-ж никто то не заключил? Может нет такой возможности у банка? Где в постановлении о тарифе сказано "безналичной оплаты ЕТК"? Карта банка тоже безналичная оплата - чет ни кто не организовал! Насколько мне ведомо во всей России нет прецедента!
это россия, детка! в том-то и дело, что запрещено все кроме етк, несмотря на то что написано! у банков такая возможность есть, есть предложения от них. возможно что некоторые перевозчики и смогут этим воспользоваться.
а для чего вообще нужна такая ЕТК-подобная прокладка? перевозчик заключает договор с банком, банк ставит ему свои терминалы, пассажиры расплачиваются своими банковскими картами - все просто, ничего лишнего. причем банки не заставляют выкупать свои терминалы втридорога.
Банковские терминалы работают только через онлайн, им нужно постоянное интернет соединение. В магазине его обеспечить не проблема, провод только кинуть. А в транспорте как? Только беспроводное соединение, у которого низкая скорость. Один платёж может 5 минут проходить. Вам уже выходить, а у Вас ещё платёж не прошёл. А в часы пик как, когда пассажиров сразу и много?
Банковские терминалы работают только через онлайн, им нужно постоянное интернет соединение. В магазине его обеспечить не проблема, провод только кинуть. А в транспорте как? Только беспроводное соединение, у которого низкая скорость. Один платёж может 5 минут проходить. Вам уже выходить, а у Вас ещё платёж не прошёл. А в часы пик как, когда пассажиров сразу и много?
GPRS - вам это что-то говорит? как работают етк-шные термниалы? в чем принципиальное отличие терминалов используемых банком и етк?
И я думаю именно для аккумулирования и прокручивания затеяли отдельную НЕБАНКОВСКУЮ карту, владельцем которых является сторонняя частная организация. Кто мешал установить в маршрутках оплату любой банковской картой? И гражданам удобнее, и судя по стоимости терминала ЕТК и убыткам - банковский ридер и обслуживание вышло бы по затратам так же.
мне кажется что для того, что бы просто со всех перевозчиков брать свой налог. видел информацию, что с маршрутов берут до 2 руб за етк. 2 руб от 20 руб за проезд это 10% с выручки. а 10% с выручки ото как отнимать от прибыли реальных 25-40%. кто хочет может сам подсчитать.
с картами банков неудобно, то что пин код вводить надо и т.д. но есть карты бесконтактные, и без кода. а процент банка 2,5% от суммы, и деньги сразу падают на счет. и ими можно и мойку, и бензин оплатить.
"Банковские терминалы работают только через онлайн, им нужно постоянное интернет соединение. В магазине его обеспечить не проблема, провод только кинуть. А в транспорте как? Только беспроводное соединение, у которого низкая скорость." Там и не нужна высокая скорость - идет обмен ключами,а много они не весят..Это не фильм скачать. Насколько знаю, обмен может и по голосовому каналу идти, интернет необязателен. И подобных беспроводных терминалов полно,и работают они отлично: и у курьеров, и служб доставки, и еще много у кого. Даже в терминалах мобильной связи как правило связь по GSM идет, и все good.