Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Во, народ бизнес придумал))), точнее как нахаляву самому ездить))))
Цитата(Стрелок @ Mar 7 2017, 20:58)
сегодня с утра, на вопрос женщины "а можно два билета пробить? Водитель ответил: Нет, каждый платит за себя" водитель пожаловался, что новый бизнес мутят пассажиры: пассажир собрал в салоне со всех наликом на 6 билетов и оплатил все эти билеты своей картой ЕТК, на что от водителя получил вопрос "Да ты братец о@ел совсем чтоль?"
Хотя я сам плачу за двоих(жену) без проблем, ни один пока водитель не отказал на вежливую просьбу.
Да я и не хотел об этом, я начал о том, что в нн проезд по отношению цена/расстояние дешевле, нет микроавтобусов маршруток, вместо них автобусы я при том автопарк постоянно обновляется, забастовок никто не устраивает, зп по состоянию на сентябрь 2016 года платили исправно. Я большую часть своей жизни живу в НН,а этот перец пытается мне каким то не понятными ссылками втереть что здесь проезд дороже да и вообще полная жопа, при этом реальной обстановки не знает, а судит по каким то газетам. Я понял что он за человек, поэтому прекращаю дискуссию.
12- и 18-метровых низкопольников в чебах к сожалению нет, однако и 3205 в качестве городского автобуса это сомнительное преимущество перед маршрутками. Да и недавние маршрутные войны, дележка рынка и криминал на пассажириских перевозках в НН еще помнятся. И не надо для этого жить в НН чтобы об этом знать. чуется мне, что вы просто рассуждаете как рядовой пассажир, который судит по обертке, со стороны, и на поверхности все как бы хорошо. А вот mif27 вроде как в курсе глубинной стороны городских пассажирских перевозок, так сказать, знаком с внутренней кухней...
Сообщение отредактировал федя 107 - Mar 18 2017, 17:18
12- и 18-метровых низкопольников в чебах к сожалению нет, однако и 3205 в качестве городского автобуса это сомнительное преимущество перед маршрутками. Да и недавние маршрутные войны, дележка рынка и криминал на пассажириских перевозках в НН еще помнятся. И не надо для этого жить в НН чтобы об этом знать. чуется мне, что вы просто рассуждаете как рядовой пассажир, который судит по обертке, со стороны, и на поверхности все как бы хорошо. А вот mif27 вроде как в курсе глубинной стороны городских пассажирских перевозок, так сказать, знаком с внутренней кухней...
Я и говорю что рассуждаю как пассажир. Мне то какое дело до внутренних разборок? Автобусы новые, 3205 кстати заменяются на новые низкопольные оранжевые пазики, что-то слышал о том, что к 2018 году 3205 запретят закупать. Я маршрутке всегда предпочитаю длинный ЛиАЗ. Я, как пассажир могу легко и комфортно доехать от пункта А до пункта Б. И мне не приходится участвовать в обезьяннике, называемом пассажирскими перевозками, которые отлично развиты в Чувашии. Я бы вообще основные маршруты отдал автобусам. Поведение песнесменов, связанных с маршрутками мне радости никак не доставляют. Вечные дележки, разборки, гонки на дорогах, одним словом - каменный век. Нужно отдалить людей от этих маршрутных войн, и, как мне кажется, напрямую связанных с нашим правительством. Сделать перевозки цивилизованными, окупаемыми, развивающимися и более того, приносящие доходы в бюджет,
Сообщение отредактировал FeSS1992 - Mar 18 2017, 23:02
Общественный транспорт убыточен во всем мире. Везде он живет благодаря дотациям из соответствующих администраций. Изучайте вопрос, прежде чем, гугл в помощь...
Общественный транспорт убыточен во всем мире. Везде он живет благодаря дотациям из соответствующих администраций. Изучайте вопрос, прежде чем, гугл в помощь...
Да, но при определенных движениях руки можно пилить немалые суммы. Сытые маршрутчики и бомбилы этому яркое подтверждение.
Выгодную часть отдать своим, а невыгодную (пенсионеры, дети, троллейбусы-автобусы) целиком повесить на налогоплательщиков. То есть сделать его вообще токсичным, некоммерческим.
насколько я понял у каждой карты есть свой номер !
Зачем тогда необходимо "приложить карту к считывающему устройству" а после "дождитесь пока данные будут записаны"? Иначе писали бы в любом терминале номер карты и все автоматом приходило. Но этого нет, значит система сложнее.
Зачем тогда необходимо "приложить карту к считывающему устройству" а после "дождитесь пока данные будут записаны"? Иначе писали бы в любом терминале номер карты и все автоматом приходило. Но этого нет, значит система сложнее.
потому что вся информация хранится на самой карте, а не в облаке
А я - нет. Какой предлагаете выход из этой ситуации? Запретить мне ездить на маршрутках?
Цитата(FeSS1992 @ Mar 18 2017, 22:53)
И мне не приходится участвовать в обезьяннике, называемом пассажирскими перевозками, которые отлично развиты в Чувашии.
"Обезьянник" - это неотъемлемая техническая характеристика маршруток? Конструктивная особенность их движения? Или следствие человеческого поведения?
Лично я не понимаю людей, которые пытаются решать проблему путем борьбы с техникой, а не с нарушителями. Как будто на на ЛиАЗах, на фурах или легковушках нельзя "обезьянники" устраивать...
А я - нет. Какой предлагаете выход из этой ситуации? Запретить мне ездить на маршрутках? "Обезьянник" - это неотъемлемая техническая характеристика маршруток? Конструктивная особенность их движения? Или следствие человеческого поведения?
Лично я не понимаю людей, которые пытаются решать проблему путем борьбы с техникой, а не с нарушителями. Как будто на на ЛиАЗах, на фурах или легковушках нельзя "обезьянники" устраивать...
Я вот ни разу не видел что бы двеннадцатиметровые ЛиАЗы между НЧК и Чебами друг с другом гонялись и из ряда в ряд в шашечки играли. Да и на новых ЛиАЗах теперь будет стоять система, которая будет собирать данные о поведении водителя. Если на маршрутках будет так же то да, то это прикольно. Но все равную основную долю перевозок должны осуществлять автобусы большей пассажировместимости, в час пик это понизит напряжение на дорогах, да и люди от туриста смогут в Чебы уехать.