Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Напомним, в Чебоксарах с января все маршрутки обязали оборудовать терминалами для оплаты ЕТК. По словам чиновников, в случае, если в общественном транспорте нет терминала или он не работает, то пассажиров должны везти бесплатно.
А как вам это ?!
Vlad_Jasam это всего лишь бумажка, которая не имеет юридической силы, есть постановление №566 и его обязаны выполнять ВСЕ перевозчики.
Разрыв действительно увеличился очень значительно. С картой ЕТК на маршрутке проезд будет на 4 рубля дешевле, а на автобусе и троллейбусе на 4 рубля! Вывод можно сделать такой: "Хочешь ездить дешевле и экономить на поездках, пользуйся в транспорте безналичной оплатой!"
Есть еще вариант купить проездной. Цена на том же уровне, не надо думать есть ли мелочь, искать, разменивать крупные купюры (мелочь потом сама куда то уходит), и для меня самое главное нет этой кучи билетов в кармане. Когда был электронный проездной меня эти чеки замучили, потом даже отказывался их брать, кондуктора обижались.
Напомним, в Чебоксарах с января все маршрутки обязали оборудовать терминалами для оплаты ЕТК. По словам чиновников, в случае, если в общественном транспорте нет терминала или он не работает, то пассажиров должны везти бесплатно.
А как вам это ?!
да запретить все ТС общей вместимостью меньше 80 человек в городе. и все. Город имеет право на такое, а водители фургонов пусть селедку возят. ну а про нанесение вреда - ваще бред. какой судья посчитает, что пострадавший не был пассажиром при нахождении в салоне ТС
Сообщение отредактировал Хаттон - Jan 27 2017, 20:54
Ну вообще все логически продумано. 1. Щаз подведут под то, что надо повышать проезд снова. Госпожа Альбина Егорова уже походу "изучает" материалы о повышении стоимости проезда, скажем, с 1 февраля 2017 года. Для этого был осуществлен вброс инфы о долгах троллейбусниках типо иначе МУП будет закрыто и блабла. 2. Подорожает проезд и на маршрутках вдогонку. Опять же депутатам это выгодно, ибо половину маршрутов в Чебоксарах "держат" чиновники разных уровней. И на межгороде и пригороде.
Выходит всем, кто в теме, это выгодно, все они получают "бонусы" на новый год, кроме простых жителей города
В конечном итоге у нас самый дорогой проезд в Поволжье и много-много недовольных работой местных органов власти. Ибо это показатель их неэффективности.
Я чото не понял, у нас теперь повышает проезд команда Ладыкова? А чем тогда занимается Государственная служба ЧР по конкурентной политике и тарифам?
На сайте этой конторы http://gov.cap.ru/?gov_id=68 не нашел даже новости об изменении стоимости проезда в общественном транспорте И, кстати, похоже госпожу Егорову отправили на отдых, сейчас новый руководитель, тоже женщина, видимо, тарифами в нашей республике "рулит" бабский батальон Или просто делают вид, что они не зря работают
Цитата(AutoNews @ Jan 26 2017, 18:33)
Между тем, администрация города предлагает местным жителям высказать своё мнение по телефону 23-51-99.
Предлагаю устроить этим лодырям в понедельник телефонный коллапс и высказать все, что хочется. Сами же предлагают
Сообщение отредактировал Baron - Jan 28 2017, 07:55
да, все для развития малого бизнеса. ип покупает терминал за свои деньги а счет оператора маршрута,и деньги за проезд с етк оседают у оператора,который свою очередь деньги не возвращает. да,бесплатно проехал -хорошо,можно порадоваться, многие ип содержат машины и работников официально по трудовой и отчитываются за них в налоговых органах. хоть и все же работая легально в этом бизнесе не сможешь стать оператором .....просто тонем а закон поможет волной
никто не запрещает развивать малый бизнес. НО: есть определенные правила и нормы для перевозчиков (я имею в виду мед. осмотр водителей и ТО транспорта перед выходом на маршрут и др. касаемые орг. моментов по перевозке). и эти правила и нормы соблюдают единицы, из множества перевозчиков. а ведь это наша с вами безопасность и жизнь. про сам уровень безопасности перевозки и то, как водители маршруток порой везут я вообще молчу. неоднократно был свидетелем того, как водители начинали движение с остановки хотя пассажир только одной ногой вышел из транспорта. и все это потому, что его конкурент тронулся раньше него. вывод: качество обслуживания пассажиров перевозчиками, соблюдение установленных норм и безопасности движения не соблюдаются, а если и соблюдаются, то таких перевозчиков крайне мало. а говорить то, что мол вести бизнес в таких условиях невозможно - тоже глупо. не нравится - меняй сферу деятельности, на твое место придут те, кто смогут влиться в этот поток. а то, что вводят безналичную оплату мне это по душе. мелочью и наличными возиться уже пора бы прекратить там, где то возможно, в век электронных денег.