Автор - я. Задавайте вопросы (хоть там, хоть здесь), если что-то непонятно. Спасибо.
Внедрение комплекса видеофиксации нового поколения «Поток-ПДД» в Чувашской РеспубликеДля целей выявления нарушений ПДД вот уже более двух десятилетий используются автоматические системы фото и видеофиксации. За это время сменилось несколько поколений таких систем. Современные высокотехнологичные комплексы фиксации лишь отдалённо напоминают системы тех лет, использовавших фотоплёнку и магнитные датчики под полотном дороги.
В течение 2012 года в столице Чувашской Республики г. Чебоксары введён в эксплуатацию комплекс видеофиксации нового поколения «Поток-ПДД». Давайте разберёмся, что же нового в этом комплексе.
В старых приборах фото-видеофиксации ключевым элементом системы являлся радиолокационный измеритель скорости – тот самый «радар», настроенный на детекцию превышений скорости. И уже он «запускал» весь остальной механизм, обеспечивавший сохранение кадра нарушения и наложение на него измеренной скорости. В некоторых таких приборах существовала кнопка, нажав на которую, оператор имел возможность «в ручном режиме» зафиксировать нарушение. Строго говоря, в таких комплексах «полностью автоматической» можно было назвать только фиксацию нарушений скоростного режима.
В новом комплексе «Поток-ПДД» весь «ассортимент» нарушений (среди которых и заезд за стоп-линию, и непропущение пешехода на «зебре», и пересечение сплошных линий разметки, и поворот из неразрешённого ряда) детектируется полностью автоматически. Для этого у комплекса имеется мощное программное обеспечение – ядро распознавания нарушений, «видящее» обстановку по картинке с видеокамер без какой-либо помощи со стороны оператора. После монтажа камер, системе один раз «говорят», где в кадре находятся такие объекты как светофоры, стоп-линии, сплошные и двойные сплошные линии разметки, пешеходные переходы, дорожные знаки. После этого система готова самостоятельно определять, какое транспортное средство является нарушителем, а какое – нет. Никаких кабелей до светофоров, никаких дополнительных датчиков при этом не используется, автоматическое детектирование нарушений происходит исключительно на основании сигналов с видеокамер высокого разрешения.
В комплексах видеофиксации, применявшихся до сих пор, каждая камера отвечала за свою функцию. Черно-белые камеры с небольшим количеством пикселей (точек изображения) были настроены крупным планом на распознавание государственных регистрационных знаков, по одной камере на каждую полосу движения в каждую сторону. Для таких камер требовалось строить П-образную ферму над дорогой, так как каждая такая камера должна была закрепляться строго над своей полосой. Цветные камеры с таким же или немного большим количеством пикселей устанавливались на обочине и были настроены общим планом на фиксацию обзорных кадров. Цифр и букв на регистрационных знаках на таких обзорных кадрах было не разглядеть – они получались слишком мелкими. Доказать факт нарушения в этом случае было возможно только положив рядом кадр с распознающей камеры и кадр с обзорной. Для фиксации нарушений на типичном городском перекрёстке четырёхполосных дорог, в таких системах требовалось устанавливать более двух десятков камер, а внешний вид перекрёстка начинал напоминать космическую станцию, хорошо заметную при движении с любого направления.
У нового комплекса «Поток-ПДД» все камеры – высокого разрешения, двухмегапиксельные. Это в пять раз больше, чем у стандартной камеры, применяемой в большинстве других систем, и соответствует качеству современного жидкокристаллического телевизора с большим экраном. Такая «высокая чёткость» позволяет использовать универсальные режимы работы камер – все они одновременно работают и как распознающие и как обзорные (Рис. 1, выноска с увеличением). Высокотехнологичные сенсоры в этих камерах не уступают по световой чувствительности классическим черно-белым распознающим камерам, а по чёткости цветного обзорного изображения – современному цифровому фотоаппарату. Скорость работы каждой камеры составляет 30 кадров в секунду, которые напрямую (в некомпрессированном виде) подаются на ядро распознавания. Для обработки такого объёма информации, в условиях быстроменяющейся обстановки на дороге, «Поток-ПДД» имеет мощные вычислители, установленные в непосредственной близости от каждой камеры. Строительства каких-либо ферм также не требуется, все камеры комплекса прекрасно работают с любой вертикальной опоры, расположенной на обочине или на разделительной полосе. Не зная, как выглядит оборудование комплекса «Поток-ПДД», заметить его камеры на перекрёстке довольно непросто.
Камеры комплекса «Поток-ПДД» устанавливаются с частичным перекрытием зон контроля (Рис. 2), что позволяет обойтись 3-4 камерами на типовом Х-образном перекрёстке четырёхполосных дорог. По статистике внедрения в г. Чебоксары, комплекс, оснащённый четырьмя камерами высокого разрешения (Рис. 2), фиксирует около 200 нарушений в сутки, среди которых преобладает заезд за стоп-линию (либо «сквозной» проезд перекрёстка) на запрещающий сигнал светофора. Также фиксируется непредоставление преимущества пешеходам и пересечение двойной сплошной линии разметки. Этот перекрёсток был изначально выбран для установки системы «Поток-ПДД» из-за своей аномально высокой аварийности. В процессе внедрения комплекса количество нарушений, фиксируемых системой, снизилось в несколько раз (в первый месяц внедрения фиксировались около 500-600 нарушений в сутки), как следствие, снизилась и аварийность. По мнению автомобилистов г. Чебоксары, теперь на этом перекрёстке – полный порядок с точки зрения соблюдения правил дорожного движения.
В старых системах в момент нарушения прибор делал одну или две фотографии, а при применении видеокамеры сохранял один или два определённых кадра из всего видеоматериала. При неудачном выборе моментов съёмки, когда однозначно доказать нарушение не представлялось возможным, такие фото отправлялись в «брак».
Новая система «Поток-ПДД» при детектировании нарушения записывает полнокадровые видеоклипы со всех камер (ракурсов), в зону контроля которых попадает транспортное средство-нарушитель. Длительности видеоклипа в несколько секунд (150-300 кадров) хватает чтобы зафиксировать обстановку от появления нарушителя в кадре, до его выезда из кадра. Записанные видеоклипы, вместе с сопутствующей информацией (дата-время нарушения, гос. номер нарушителя и пр.), тут же передаются в центр обработки данных, где, в зависимости от вида нарушения, выбираются соответствующие ракурсы, а из них – кадры, однозначно доказывающие факт нарушения. Из этих кадров формируется постановление об административном правонарушении (Рис. 1), которое подписывается инспектором центра автоматической фиксации и отправляется владельцу автомобиля по почте.
Хочется отметить, что вопреки расхожему мнению, при внедрении комплексов автоматической фиксации нарушений, экономический (фискальный) аспект их применения никогда не ставится на первое место. Грубая оценка сроков окупаемости таких систем (при сегодняшних суммах штрафов за нарушения и нашей традиционно низкой культуре вождения) может составить месяц или даже неделю. Но, всё же, основная цель внедрения прямо противоположная – кардинально снизить (в идеальном случае до нуля) количество нарушений правил дорожного движения в точке установки прибора, а, при доведении количества мест установки на некоторой территории до определённой величины, и на всей этой территории. Главным параметром, который после установки комплекса отслеживается сотрудниками ГИБДД в первую очередь – это снижение аварийности в месте установки и, прежде всего, снижение количества ДТП со смертельным исходом.
Какими бы однозначными не были доказательства нарушения, нарушивший водитель будет подходить к ним с критической точки зрения. Когда граждане, несогласные с постановлением об административном правонарушении, обращаются в центр автоматической фиксации и прилагают к заявлению флэш-карту с видеозаписью проезда, сделанную в момент предполагаемого нарушения с помощью видеорегистратора, установленного в автомобиле, эта видеозапись приобщается к остальным видеоклипам по нарушению, имеющимся в системе. Это позволяет инспектору центра автоматической фиксации, спокойно оценив ситуацию с нескольких различных ракурсов, принять взвешенное, объективное решение по каждому случаю несогласия гражданина с постановлением. Современное информационное хранилище, установленное в центре обработки данных, позволяет хранить видеоклипы и сопутствующую информацию со всех комплексов города в течение нескольких месяцев, а при необходимости, и нескольких лет, что существенно превышает сроки давности по административным правонарушениям.
Ещё одной принципиально новой особенностью комплекса «Поток-ПДД» является отказ от использования «радара» как такового. Для измерения скорости транспортных средств «Поток-ПДД» использует уникальный метод, основанный на обработке всё той же информации с видеокамер высокого разрешения. «Поток-ПДД» непрерывно (до 30 раз в секунду) измеряет скорости всех попавших в его зону контроля транспортных средств, основываясь на их перемещениях за каждый кадр (с точностью до одного пикселя) и времени съёмки каждого кадра (с точностью до миллионной доли секунды). При этом в отличие от «радара», во внешнее пространство не излучается никаких импульсов. И антирадар, даже самый чувствительный, абсолютно не реагирует на систему «Поток-ПДД». Такой «безрадарный» метод обеспечивает метрологически подтверждённую точность ±4%, что вполне достаточно для фиксации нарушений скоростного режима. Ещё одним достоинством этого метода является гарантированное разделение целей – скорость автомобиля вычисляется только тогда, когда он хорошо визуально отделён от остальных автомобилей.
Одним из факторов, до сих пор сдерживавших повсеместную установку стационарных комплексов фото-видеофиксации, являлась сложность и дороговизна строительства линий связи между центром обработки данных и каждой точкой установки. Альтернативой таким линиям связи являлся периодический физический перенос данных на флэш-накопителе с каждого установленного комплекса в центр обработки данных, что влекло за собой существенный рост эксплуатационных затрат.
В новой системе «Поток-ПДД» связь между вычислителями осуществляется по хорошо всем известной технологии Wi-Fi, а связь между комплексом и центром обработки данных – по модему, работающему в стандартах сотовой связи 3G, Wi-Max или LTE. С этой точки зрения комплекс подобен обычному ноутбуку с USB-модемом, подключенным к одному из сотовых операторов. Везде, где работает сотовая связь, будет работать и «Поток-ПДД», а «онлайновый» характер связи позволяет уже через несколько секунд видеть все зафиксированные на рубеже контроля нарушения в центре обработки данных. При наличии же в месте установки комплекса «Поток-ПДД» проводных линий связи (даже со скромной пропускной способностью) комплекс будет работать ещё надёжнее, используя беспроводной модем как резервный канал. При временном пропадании связи (или сеансовом характере связи) с центром для сохранения накопленных нарушений у каждого вычислителя имеется свой твердотельный SSD-диск, который позволяет хранить нарушения локально до тех пор, пока связь не будет восстановлена.
При всех вышеперечисленных достоинствах комплекса «Поток-ПДД» следует обратить внимание также и на его стоимость, не слишком ли она высока? Оказывается, стоимость «Поток-ПДД» существенно ниже, чем у большинства комплексов, используемых на сегодняшний день. Этого удалось достичь, благодаря применению новейших стандартных компонентов, выпускаемых серийно. Стоимость монтажных работ также снижается за счёт применения небольшого количества универсальных видеокамер высокого разрешения и отсутствия необходимости возведения громоздких строительных конструкций (П-образных ферм, Г-образных кронштейнов). Основу комплекса составляет уникальное программное обеспечение, разработанное «с нуля» российскими специалистами, что также положительно сказалось на стоимости «Поток-ПДД».
В заключение хочется порадоваться за Чебоксарских автомобилистов и инспекторов ГИБДД, получившие в своё распоряжение уникальную систему видеофиксации нарушений ПДД нового поколения. Теперь можно надеяться на то, что на дорогах столицы Чувашской республики будет порядок, а количество нарушений и дорожно-транспортных происшествий будет существенно ниже, чем в среднем по России.
Игорь Громов,
руководитель проектов,
проект «Поток-ПДД»,
ЗАО «РОССИ», Москва
http://www.rossi-potok.ru/ По ссылке - архив, в котором иллюстрации в исходном разрешении и пример видеоклипов с нарушением:
- для покадрового просмотра выбрать меню "Вид", включить пункт "Доп. элементы управления", затем возле синей полосы прогресса нажать кнопку "Кадр за кадром")