Ослабление рубля спровоцировало ажиотажный спрос на автомобили[/I]
МОСКВА, 27 ноября. /Корр. ТАСС Юния Полякова/. Ажиотажный спрос на автомобили, вызванный осенним 25-процентным ослаблением рубля и ожиданием роста цен, подстегнул продажи на падающем российском рынке. В ноябре автопроизводители смогут реализовать более 200 тыс. легковых автомобилей и LCV, говорят эксперты. В последний раз рынок преодолевал эту планку в мае текущего года.
Опасения роста цен оправданы - в ближайшее время стоимость своих автомобилей в рублях планируют повысить Volkswagen, Renault и Hyundai. За счет отмены скидочных программ с декабря могут вырасти цены и других производителей.
Ажиотаж в салонах
Продажи автомобилей в ноябре будут более успешными, чем в предыдущие кризисные месяцы, ожидают автопроизводители, дилеры и рыночные аналитики. Население скупает автомобили не только в премиальном, но и в массовом сегменте, опасаясь, что уже в декабре цены вырастут. Эти опасения подогревают и объявленные автопроизводителями скидки, действующие до конца ноября, хотя обычно пик распродаж приходится на декабрь.
Рынок легковых автомобилей в среднем ценовом сегменте поддерживает и программа утилизации, а также trade-in (покупка нового автомобиля при сдаче старого), считают дилеры.
"Сейчас можно наблюдать всплеск покупательской активности", - говорит старший менеджер агентства PWC Сергей Литвиненко, но он "объясняется не активными действиями дилеров, а негативными ожиданиями покупателей". "Грядущее повышение цен на автомобили мотивирует людей на покупку именно сейчас", - сказала ТАСС директор дилерских центров "Mitsubishi Рольф Юг-Центр-Восток" Светлана Виноградова, подтвердив повышенный спрос на автомобили в салонах "Рольфа".
"Можно говорить об ажиотаже в дилерских центрах, особенно в премиум-сегменте", - подтверждает представитель "Авилона", официального дилера Mercedes. Спрос на автомобили премиум-сегмента, в частности BMW и Mercedes, по его словам, вырос в этом месяце в четыре-пять раз. "Стандартно продавалось около 15 машин в день, сейчас продается порядка 50 машин", - говорит он.
Многобрендовые автодилеры "Автомир", "АвтоГермес" и Genser не предоставили ТАСС информацию о ноябрьских продажах в салонах. Genser отказался от комментариев, а "Автомир" и "АвтоГермес" не смогли оперативно ответить.
Но сотрудники нескольких московских салонов "АвтоГермеса" утверждают, что в последние недели продажи значительно выросли, и автодилер даже отказался от реализации автомобилей без дополнительных опций. Спросом пользуются имеющиеся в наличии автомобили, говорят они.
"Дилеры сейчас не имеют больших возможностей для стимуляции покупателей и стараются продавать с минимальными скидками", - отмечает Литвиненко из PWC. По его словам, "те, у кого ситуация сложнее", предоставляют скидки на модели из старого модельного ряда. Но по востребованным автомобилям скидки минимальны.
"Большинство старается покупать уже произведенные автомобили, поскольку при предзаказе производитель оставляет за собой право повысить цену, а это многих не устраивает", - подтверждает тенденцию Виноградова из "Рольфа", отмечая наличие спроса как в премиальном, так и в массовом сегменте.
"В ряде случаев мы даже можем говорить, что существует дефицит автомобилей", - говорит Литвиненко.
Подобная ситуация с ажиотажным спросом на автомобили уже была в марте текущего года, когда первая волна ослабления рубля привела к краткосрочному росту на авторынке. Тогда по итогам месяца впервые с декабря прошлого года авторынок не упал, а остался на прошлогоднем уровне.
Сейчас такого не произойдет - рынок в ноябре все равно снизится к прошлогодним уровням, но падение будет меньше, чем в октябре, говорят эксперты. Тогда рынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снизился на 9,9% против более чем 20-процентного провала в июле, августе и сентябре.
По оценке аналитика Газпромбанка Кирилла Никоды, в ноябре 2014 года по отношению к ноябрю 2013 года сокращение составит 7-8%. "В ноябре продажи могут снизиться по отношению к прошлому ноябрю на 4%", - дает более оптимистичную оценку аналитик RMG Андрей Третельников. При реализации любого из этих прогнозов в ноябре объем реализации автомобилей должен превысит 200 тыс. автомобилей (в ноябре прошлого года было продано 232 тыс.).
"На российском рынке ноябрь традиционно не отличается выдающимися показателями продаж легковых автомобилей" - говорит аналитик Газпромбанка Никода. Но с сентября наблюдается замедление падения рынка, добавляет он. "По отношению к октябрю продажи будут на уровне или чуть выше", - считает Никода, отмечая, что на уровень продаж сейчас влияют "утилизация и объявление о повышении цен рядом производителей".
"В этом месяце покупательский спрос стимулирует падающий рубль и, соответственно, рост цен на автомобили", - согласен Третельников из RMG.
Ослабление рубля толкает цены вверх
Некоторые производители уже заявили, что повысят в декабре цены. Раньше о грядущем повышении сообщали только продавцы премиальных брендов, где ценовой фактор меньше влияет на спрос.
Так, в BMW сообщали, что компания намерена значительно повысить цены с 1 декабря, а Mercedes говорил, что наблюдает за рынком. Но цены на свои автомобили Mercedes поднял в среднем на 4-5% еще в середине ноября, сказал ТАСС источник в одном из автодилеров. Он же сообщил, что BMW планирует поднять цены в среднем на 10% по модельному ряду. Среди автоконцернов "большой немецкой тройки" не повышает цены пока только Audi - в компании ТАСС сказали, что пока компания сохраняет цены. Поднял цены на свои автомобили и Land Rover.
О росте цен заявили и компании, работающие в более массовом сегменте. Volkswagen заявил, что с 1 декабря поднимает цены на Tiguan, Beetle, Golf, Touran, Passat и Phaeton от 2 до 5% в зависимости от модели. В Renault ТАСС также ранее сообщили, что "будут вынуждены в ближайшем будущем повысить цены". Hyundai также изменит цены на свой модельный ряд, сказали в компании. Размер и сроки повышения цен планируется объявить в ближайшее время.
Дешевеющий рубль вынудил поднять цены и некоторых бюджетных производителей - о поднятии цен на 5% на весь модельный ряд сообщила, например, китайская Chery.
Некоторые производители не намерены повышать цены до конца года. Kia по-прежнему старается сохранить цены на автомобили и отмечает рост спроса, сообщили ТАСС в автокомпании. Toyota обещает сохранить цены до конца текущего года, а в январе проведет традиционный пересмотр. В Mitsubishi также говорят, что не намерены повышать цены в ближайший месяц.
Но многие производители, не повышающие цены, объявили о скидочных программах, действующих до конца ноября. Будут ли подобные скидки действовать в декабре, неизвестно.