Вот это решение ВС, в котором говорится о сверке номеров.
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.03.2007 N ГКПИ06-1557 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 16.2 НАСТАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ ПАТРУЛЬНО-ДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МВД РФ ОТ 20.04.1999 N 297
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2007 г. N ГКПИ06-1557
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Ф. о признании частично недействующим пункта 16.2
Наставления по работе патрульно-дорожной службы Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства
внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. N 297,
установил:
пунктом 16.2 Наставления по работе патрульно-дорожной службы
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20
апреля 1999 г. N 297 (далее - Наставление), предусмотрено, что при
несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС
останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и
характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип,
модель, государственный регистрационный знак, идентификационный
номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными,
записанными в регистрационных документах (свидетельстве о
регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного
средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних
дел или имеющимся в наличии автоматизированным
информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых
транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции
реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных
документов.
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании недействующим пункта 16.2 Наставления в части сверки
идентификационного номера, номера шасси (рамы), кузова и двигателя
с данными, записанными в регистрационных документах.
В заявлении указано, что Наставление в оспариваемой части не
содержит каких-либо ограничений на нарушение конструктивной
целостности автомобиля, не содержит запрета на демонтаж и разборку
узлов и агрегатов, не накладывает на сотрудников ДПС обязанностей
по обеспечению исправности автомобиля при проведении процедуры
сверки номеров, не устанавливает требований о присутствии при
сверке номеров понятых, не ограничивает время проведения осмотра,
а также не содержит требований о составлении сотрудниками ДПС
каких-либо документов. Тем самым, по мнению Ф., нарушаются его
права, установленные частями 1 статей 21, 23, 27 и 35 Конституции
Российской Федерации.
В судебное заседание Ф. не явился, о его времени и месте
извещен надлежащим образом по последнему известному суду месту
жительства.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации
Марьян Г.В. и Понарьин О.Е., представитель Министерства юстиции
Российской Федерации Покидова И.В. заявление Ф. не признали и
просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью,
пояснив, что оспариваемое предписание Наставления соответствует
действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и
изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей
требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит
заявление Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18
апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в редакции Федерального
закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, установлено, что милиции,
представляющей собой систему государственных органов
исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права
и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства
от преступных и иных противоправных посягательств, для выполнения
возложенных на нее обязанностей предоставлено право осуществлять с
участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр
транспортных средств и грузов.
Согласно подпункту "н" пункта 12 Положения о Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, для выполнения
возложенных на нее обязанностей, к которым, в частности, относятся
организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных
автомототранспортных средств, названная Госавтоинспекция имеет
право осуществлять осмотр транспортных средств и грузов с участием
водителей или граждан, сопровождающих грузы.
Закрепленная в пункте 16.2 Наставления процедура сверки
сотрудником ДПС идентификационного номера, номера шасси (рамы),
кузова и двигателя транспортного средства с данными, записанными в
регистрационных документах (свидетельстве о регистрации,
техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства),
является составной частью осмотра транспортных средств,
заключающейся в визуальном сравнении номеров агрегатов
транспортного средства с их данными в регистрационных документах в
целях выявления несовпадений.
При этом Наставление в оспариваемой части не наделяет
сотрудников ДПС при осуществлении осмотра транспортных средств
полномочиями, позволяющими нарушать их конструктивную целостность
и производить демонтаж и разборку узлов и агрегатов.
Не содержит пункт 16.2 Наставления и предписаний, позволяющих
осуществлять осмотр транспортных средств в течение неопределенного
периода времени.
Более того, в силу пункта 13.8 Наставления остановка
транспортного средства должна осуществляться на минимально
короткий срок, а пункт 13.7 запрещает сотрудникам ДПС
останавливать транспортные средства без необходимости.
Поскольку процедура сверки сотрудником ДПС идентификационного
номера, номера шасси (рамы), кузова и двигателя транспортного
средства с данными, записанными в регистрационных документах, в
отличие от обследования транспортного средства (досмотра),
предусмотренного статьями 27.1 и 27.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, не является мерой обеспечения
производства по делу об административном правонарушении, при ее
осуществлении не требуется участие понятых и составление
соответствующего протокола. Таким образом, Наставление в оспариваемой части не
противоречит закону или иному нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
Ф. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня
принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Сообщение отредактировал Romantuk - Jul 15 2009, 18:13
--------------------