(Данная публикация является копией созданной на «Change.org» петиции —
https://www.change.org/Mobila_ili_Vodila, а также инициативы № 21Ф93753, размещённой на сайте РОИ, —
https://www.roi.ru/93753/ (на данный момент недоступна — находится на экспертизе); по возможности голосуйте в обоих местах. Полная сопроводительная документация размещена на странице автора в социальной сети «ВКонтакте»:
https://vk.com/wall204667192_260.)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на протяжении многих лет в своих докладах о состоянии безопасности дорожного движения в мире характеризует ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом как глобальную проблему, серьёзный кризис в области здравоохранения и развития (далее приводятся основные факты по состоянию на 2016 год):
• Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,35 млн человек (в 2000 году — около 1,15 млн). Ещё от 20 до 50 млн получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности;
• Ущерб, который несёт большинство стран в результате ДТП, достигает 3 % от их валового внутреннего продукта;
• Более половины всех смертей в результате ДТП приходится на уязвимых участников дорожного движения — пешеходов, велосипедистов (вместе 26 % от общего числа погибших) и мотоциклистов (28 %);
• Несмотря на то, что на страны с низким или средним уровнем дохода приходятся приблизительно 60 % мирового парка автотранспортных средств, в них регистрируются 93 % всех ДТП со смертельным исходом;
• Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет и занимает 8 место среди основных причин смертности людей всех возрастов (прогнозируется, что к 2030 году он выйдет на 5 место).
ВОЗ выделяет следующие основные факторы риска возникновения ДТП и/или наступления их тяжких последствий — потери трудоспособности, инвалидности, смерти:
• Превышение скорости;
• Управление транспортным средством под воздействием спиртосодержащих напитков и других психоактивных веществ;
• Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих систем;
• Невнимательность при управлении транспортным средством;
• Небезопасная дорожная инфраструктура;
• Небезопасные транспортные средства;
• Ненадлежащее оказание помощи пострадавшим;
• Ненадлежащий контроль за соблюдением правил дорожного движения.
По состоянию на январь 2021 года число пользователей мобильных телефонов/смартфонов во всём мире составило 5,22 млрд человек, а общее количество этих устройств связи на руках у людей превысило их численность — не менее 8,02 и 7,83 млрд соответственно. Подавляющее большинство автовладельцев являются активными пользователями мобильных телефонов, и их роль как отвлекающего внимание фактора, результатом которого может стать ДТП, за неполные 38 лет с момента появления в продаже (в 1983 году) значительно возросла, что не может не беспокоить всех, кто неравнодушен к теме безопасности дорожного движения:
• Исследования показывают, что использование мобильного телефона (разговор, обмен текстовыми сообщениями и т. д.) при управлении транспортным средством в 4–6 раз повышает риск возникновения ДТП. Причём телефонные аппараты, допускающие возможность их использования без помощи рук, ненамного безопаснее, чем те, которые необходимо держать в руке;
• В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование, в рамках которого 62 % опрошенных водителей признались, что во время вождения отвлекаются на разговоры по телефону, 31 % — набор сообщений, 13 % — пользование социальными сетями;
• Некоторые страховые компании полагают, что использование телефона является причиной 15–20 % ДТП. По статистике Национального совета безопасности США за 2014 год, в 27 % ДТП мобильный телефон был указан как отвлекающий фактор. Учитывая масштаб проблемы, тема использования мобильного телефона и других отвлекающих внимание во время дорожного движения устройств регулярно поднимается в работе органов власти, освещается в СМИ;
• Формальный запрет на использование телефона за рулём, денежные штрафы, «неотвратимость» наказания, действующие во многих странах мира, как показывает практика, являются лишь псевдорешениями проблемы и признаются недостаточно эффективными даже теми, кто ответственен за разработку, принятие, контроль исполнения соответствующих правовых норм. Но ничего лучше за многие годы существования проблемы ими придумано не было.
Ваша жизнь стоит того, чтобы ради её спасения на какое-то время замолчали все мобильные телефоны мира, кроме используемых в её спасении? Моя, думаю, стоит. Сделаем дороги нашей страны и всего мира безопаснее.
Практический результат Вне всякого сомнения, реализация предлагаемого решения окажет заметное положительное влияние на культуру (или бескультурье) потребления услуг мобильной связи, сделав взаимодействие людей с их устройствами связи более ответственным, осознанным, спокойным, менее патологическим; приведёт к существенному снижению количества ДТП, тяжести их последствий для здоровья и жизни участников дорожного движения, уровня причинённого транспортным средствам ущерба, материальных потерь, практически полностью исключив из числа отвлекающих внимание факторов риска ДТП использование мобильного телефона в качестве устройства связи.
Каждый человек, принявший участие в его воплощении в жизнь, в том числе проголосовав за него, внесёт свой положительный вклад в достижение целей, обозначенных в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы: снижения общего коэффициента смертности (показателя социального риска) до 4 погибших на 100 тыс. человек к 2024 году, стремления к нулевой смертности к 2030 году; окажет помощь Организации объединённых наций (ООН), провозгласившей в 2020 году (резолюция A/RES/74/299 от 31 августа) Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2021–2030 годов, в выполнении амбициозной задачи по сокращению вдвое к 2030 году числа погибших и травмированных в результате ДТП.
Дополнительные материалы Полный текст инициативы, включающий критику автомобиля и автомобилизации, интересные факты о жизнедеятельности человека и пр., соответственно в форматах PDF и DOC:
Мобила_или_водила.pdf ( 193,1кб )
Кол-во скачиваний: 39 и
Мобила_или_водила.doc ( 246,5кб )
Кол-во скачиваний: 34.
Решение Используя имеющуюся инфраструктуру, технику и технологии, много лет широко применяемые для решения задачи определения географического местоположения (геолокации) и характеристик движения объектов наблюдения (например, операторы сотовой связи собирают данные о геолокации абонентов, хранят их в течение 3 лет, предоставляют в случае необходимости правоохранительным органам и используют для оказания соответствующих услуг абонентам), незамедлительно, в короткий срок создать Систему управления предоставлением услуг связи в зависимости от скорости передвижения абонента. В самом простом виде Система должна выполнять одну-единственную функцию: в случае, если скорость абонента, рассчитанная по данным геолокации, осуществляемой базовыми станциями сотовой связи или спутниковыми навигационными системами (ГЛОНАСС и/или GPS), превышает, например, 20 км/ч, предоставление ему услуг связи блокируется — запрещаются входящие и исходящие вызовы, короткие сообщения (СМС), входящий и исходящий Интернет-трафик. Скорость 20 км/ч взята из статьи 10.2 Правил дорожного движения (ПДД) Российской Федерации, определяющей её как разрешённую скорость движения транспортных средств в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях, то есть как условно безопасную.
Обеспечить все необходимые условия для быстрого ввода в эксплуатацию Системы в России и по всему миру, её развития и совершенствования, решения возникающих проблем совместными усилиями операторов сотовой связи, спутниковых навигационных систем, международных организаций и др. Развитие и совершенствование Системы может/должно включать, например:
• Создание профилей движения, позволяющих по характеру изменения количественных его характеристик устанавливать, к какой категории участников дорожного движения относится абонент, какое транспортное средство использует, определяя дальнейшие действия;
• Учёт инфраструктурных характеристик места нахождения абонента, также позволяющий повысить гибкость: пешеходу, находящемуся на проезжей части, переходящему дорогу, связь должна быть ограничена, а пассажирам, передвигающимся по железной дороге, монорельсу и т. п., — может быть сохранена;
• Реализацию метода «пряника и кнута» — системы мер поощрения и наказания, желательно неэкономического характера, соответственно для примерных участников дорожного движения и нарушителей;
• И так далее.
В общем же случае, самом простом, категория участника дорожного движения не должна влиять на скоростное ограничение предоставления услуг связи: ни в жизни пешехода, ни пассажира, ни водителя не существует ситуаций, которые требовали бы разговоров, отправки сообщений, пользования Интернетом обязательно в движении (на бегу, при езде на роликах, велосипеде, мотоцикле, автомобиле и пр.); если человек хочет комфортно осуществить сеанс связи, он должен остановиться, попросить водителя об остановке, дождаться полной остановки транспортного средства — не такие уж чрезмерные, трудновыполнимые требования, учитывая, что мало кто отказывается от полётов на самолётах, посещения библиотек, театров, медицинских и образовательных учреждений, плавания в водоёмах и т. п. из-за существующих естественных и искусственных ограничений на использование мобильного телефона. Единственным исключением являются вопросы жизни и смерти — естественно, возможность неограниченной связи с экстренными службами должна быть сохранена.
Независимо от решения вопросов, связанных с предлагаемой Системой, следует отказаться от внедрения технологии фотовидеофиксации фактов использования телефона водителем во время движения — пустого модного баловства с «всесильными» нейросетями: лучше, проще и надёжнее оснастить камеры/радары узконаправленными детекторами или приёмниками электромагнитного излучения с частотами сотовой связи, определяющими наличие в проезжающем автомобиле и находящегося в активном режиме устройства связи.
--------------------