Комментарий юриста Сергея Радько:
Продолжая создавать видимость борьбы за безопасность дорожного движения (на этот раз - под предлогом якобы участившихся ДТП с блоггерами и прочими лихачами), Госдума нового созыва, имеющая в своём составе все меньше юристов и все больше представителей весьма отдалённых от этой темы профессий, приняла в окончательном чтении законопроект, преподносимый как попытка урезонить «безнаказанных» лихачей. Однако, вчитываясь в содержание этого «эпохального» документа, усомниться можно не только в полезности этих поправок, но и во вменяемости (или как минимум - внимательности) тех, кто за это голосовал. Итак, вДУМАемся и вчитаемся (больше, судя по всему, почти никто этого не делал).
Уголовный кодекс дополняется статьей 264.2 под названием «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Она будет предусматривать наказание за нарушения ПДД, предусмотренное �частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, водителем, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления. Нарушения, за которые будет грозить наказание по данной статье - превышение скорости более чем на 60 км/ч или на 80 км/ч, а также выезд на полосу встречного движения.
Гораздо интересней ситуация с теми, кого это может коснуться, и тут-то и кроется самое важное. Привлечь по данной норме можно только водителя, уже лишённого права управления за некоторые (не за все, но об этом ниже) нарушения. В их числе - повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч или 80 км/ч, а также повторный выезд на встречную полосу. То есть новая норма будет распространяться только на лишенных «прав», и лишение это должно быть лишь за повторное превышение скорости или выезд на встречку.
Здесь и заключается вся сомнительность этой идеи. Первое - «лишенцев» за превышение скорости надо, как говорится, ещё поискать. Ведь сейчас превышение скоростного режима фиксируется только камерами, а на основании этих снимков лишение не применяется (собственнику назначается только штраф). А это означает, что лихачи с несколькими сотнями штрафов за значительное превышение скорости (но не лишенные при этом права управления!) субъектами нового преступления быть не могут.
То есть тех самых блогеров-лихачей (на борьбу с которыми якобы и направлен новый закон) он в большинстве своём совсем не коснётся: ведь даже если вспомнить самые резонансные происшествия последнего времени с их участием - «лишенцев» среди них практически не было (либо они уже отбыли срок и водительское удостоверение было им возвращено).
Второе. Из закона прямо следует, что осуждены по данной статье могут быть далеко не все «лишенцы», вновь нарушившие те же нормы, а только те, кто ранее был привлечён именно за превышение скорости либо выезд на встречную полосу. Те же, кто лишён «прав» за другие, не менее тяжкие нарушения (например, управление автомобилем в состоянии опьянения, отказ от медицинского освидетельствования, оставление места ДТП и пр.), под действие нового закона не подпадают. То есть законченный алкоголик, лишённый права управления на 100 лет за неоднократное управление «под градусом», но снова севший за руль и мчащийся навстречу потоку на Кутузовском проспекте со скоростью 200 км/ч - оказаться на скамье подсудимых не рискует.
Кстати говоря, о нелогичности распространения этой нормы только на лишенных за отдельные нарушения указал и Верховный Суд в своём отзыве на законопроект. Также ВС упомянул и мнение Конституционного Суда о том, что криминализация административного правонарушения (перевод его в разряд уголовных преступлений) должна быть четко мотивирована и оправдана, чего из законопроекта не усматривалось, в связи с чем судом рекомендовалась его доработка. Однако в новогодней спешке депутаты смачно плюнули на мнение двух высших судебных инстанций страны и шустро во всех чтениях одобрили закон.
Тенденция, надо сказать, весьма тревожная - ведь эти изменения закона коснутся довольно ограниченного круга нарушителей. А значит, даже при условии осуждения их всех ситуация на дорогах практически не изменится, что даст очередной повод говорить о том, что «усиление наказания не работает - значит, надо усиливать дальше». Впрочем, подобные разговоры уже ведутся - на очереди наказание за «опасное вождение» (определение которого не может внятно сформулировать никто), конфискация автомобилей как орудий правонарушения, новый КоАП и прочая работа для «всеобщего блага»…
--------------------
Kodiaq