Форум "Работа" в Чебоксарах
Вакансии, объявления, резюме...
 
Ответить Создать тему

Система стабилизации ESP , Что из себя представляет.

Swarchik21
post Sep 18 2020, 19:02 
Отправлено #1


Гуру



Сообщений: 1 077



E-сли ты S-овсем P-лохой водитель

Можно и так расшифровать не так ли?
Но почему именно так, рассмотрим дальше по полочкам.

Суперкар Weineck Cobra 780 Limited Edition имеет самый большой двигатель среди автомобилей для дорог общего пользования в 1200л.с и 1760н.м. и не имеет никаких систем стабилизации. Так же за ним был мировой рекорд самого большого крутящего момента, а так же он имеет фантастический разгон до 300 км./ч. в 10 сек!

У тебя слишком мощный автомобиль и без ESP ты не можешь безопасно на нём ездить? Если считаешь так, то сдай свои права и езди на автобусе. Ну или верни его производителю и забери свои деньги. Ведь очевидно, что что то тут не так. Либо твой автомобиль — дерьмо, либо ты как водитель — дерьмо. Логично же?

Достаточно провокационно? Внимание привлёк? ))

Что мы знаем об электронных системах стабилизации? Как они работают на самом деле? Помогут ли они в действительно экстремальной ситуации? Важные вопросы на которые на самом деле не может быть однозначных ответов хотя бы потому, что производителей ESP в Мире не меньше 16ти и настройки систем индивидуальны от модели к модели.

Мы все очень хотим сократить риски, снизить опасность и снять с себя буквально удушающую ответственность за свою и чужие жизни. По этому нам так хочется верить в то, что все эти системы работают и помогают. Но так ли это на самом деле?

Я не дам готовых понятных и простых ответов. Я могу лишь поселить страх, лишить спокойствия и веры… поставив очень не удобные для нашей психики вопросы и приведя не менее не приятные факты.

Итак, что мы знаем?

История распространения ESP в массовом сегменте, т.е. в дешёвых маломощных автомобилях началась с истории Мерседеса А-класса.

Мерседес А-класса не проходит «Лосиный тест» и переворачивается

Что бы понять как же так получилось стоит обратить внимание на цитату из ЗР:
«Жесткость подвески подбирали исходя, в основном, из обычных требований комфорта, а стремление к компактности автомобиля не позволило сделать колею достаточно широкой. Испытания в виде серии разнотипных поворотов не проводились: не предусмотрены они ни требованиями объединения по надзору за транспортом (TЖV), ни «мерседесовскими» нормативами. А организовать расширенный цикл ездовых испытаний не позволило время: на все — от принятия решения о разработке А-класса до его запуска в производство — было отведено меньше трех лет.»

Как исправили ситуацию? Лечение: "Сохранить управление в критических ситуациях помогает ESP — система активной стабилизации."

Мы видим как конструктивный просчёт маскируют электроникой забирающей управление у человека. Да, это ради безопасности. Всё так. Но вот причина этой опасности — халатность корпорации, халатность инженеров.

Следующий звоночек. История о том как Ауди ТТ разворачивает на скорости —
Тынц
В качестве "лечения": "All TTs also get a version of VW's switchable Electronic Stability Program (ESP)."

Другие примеры подобного вы легко найдёт внимательно просматривая автомобильные новости. Что сущностно произошло с автомобилями в последние 25 лет? Сначала (год 1995й) производители облажавшись в разработке шасси стали маскировать ляпы при помощи ESP. Потом стали ляпать подвеску сразу в расчёте на то, что ESP позволит замазать огрехи проектирования. А сейчас такой продукт с конвейера сходит, что уже никакие подтормаживания колёс "умной" электроникой не помогают.

Так ESP это не забота о нашей безопасности, а средство максимально удешевить проектирование и производство автомобилей, средство максимизировать прибыль корпораций, так?

Ну, даааа… и это тоже. Хотя идея изначально была хороша. ESP приложенное к хорошему сбалансированному шасси позволяет улучшить управляемость и безопасность. Но где эти хорошие шасси?

Свежие новости, буквально вчерашние:

Skoda Superb и VW Passat провалили «лосиный тест»


До этого вспомните истории провальных тестов Toyota RAV4, Mercedes-Benz CLA, Kia Xceed, Porsche Macan, Dacia Duster, Honda CR-V, Hyundai i30, Jaguar I-Pace, Mercedes-Benz C350e, Audi SQ2, Dacia Sandero Stepway, Ford Focus…

Почему автомобили проваливают лосиный тест?

Для ответа нужно понять как ESP работает. Тут нам поможет профессиональный инструктор.

Цитата из ролика:
"Когда за рулем сидит человек, который совсем не понимает что происходит и что можно бы сделать на самом деле в этот момент, то пусть работает электроника. Она поможет сильно, она может быть поступит не оптимально, как бы поступил я, обладая огромным опытом по управлению автомобилем, но она сильно смягчит по крайней мере последствия. Критическая ситуация, загородная скользкая дорога, снег, крутой поворот, большая скорость, подскользнулись и летим боком в столб. Если еду я на автомобиле без электроники, для меня эта ситуация штатная, я совершенно спокойно к ней отношусь, я прекрасно знаю, что делать, я спокойно этот столб объеду и спокойно уеду дальше… В случае с включенной системой стабилизации даже я этот столб не объеду, электроника не даст объехать этот столб. …система электроники, система стабилизации направлена только на одно, чтобы автомобиль перестал скользить и начал ехать ровно, четырьмя колесами по дороге. Пусть он будет ехать в столб, он будет ехать ровно, он не будет вращаться, он будет тормозить, он будет максимально стараться замедлить скорость до столкновения со столбом. Но она стабилизирует машину, позволит не впасть человеку в панику или ступор, стабилизировать автомобиль и максимально снизить скорость, но помешает опытному человеку объехать препятствие."

Как то так (не утверждаю, что в данном случае виновата электроника, но подозрения есть, да и согласитесь красиво)))

.е. логика системы в предотвращении вращения и снижении скорости. Всё. По этому автопроизводители ненавидят сертификационные испытания известные как лосиный тест. Т.к. они требуют от системы совсем другой логики — не торможения, но объезда препятствия. Электронику настраивают в условиях амбивалентных требований. Если электроника распознаёт лосиный тест, то поступает одним образом. Если нет, то другим. Напоминает "дизельгейт" суть которого в том, что на автомобилях была штатная схема работы двигателя и еще одна на случай сертификационных испытаний. Если по каким то признакам алгоритм понимал, что происходит замер, производилась смена одной прошивки на другую. ESP всегда стремится задушить вращение в зародыше и снизить скорость (прямо по ПДД придписывающих в случае опасности тормозить до полной остановки и ничего не говорящих о маневрировании) кроме лосиного теста.

В лосином тесте система тоже подтормаживает колёса и в целом снижает скорость автомобиля. Чем ниже скорость, тем проще вписаться в коридор. По сути это чит. Лосиный тест запрещает водителю производить торможение. И автомобили без ESP не снижают скорость во время манёвра. А вот авто с ESP тормозят. В этом и секрет высоких значений скорости на входе.

НО! ВНИМАНИЕ! Как ESP отличит манёвр обгона от манёвра переставка?

Выходишь ты такой на 75-80 км/ч на обгон, выворачиваешь на встречку, быстренько быстренько проскочить хочешь пока встречный грузовик еще далеко, а вот хрен. Скорость растёт не так как хочется… а может и вообще газ пропасть. Как так то?

А легко! Смотрим, что пишет об алгоритме работы производитель системы:
СНАЧАЛА отрубается газ, а потом, ЕСЛИ ПОТРЕБУЕТСЯ, подтормаживаются колёса.
user upload
Причём тут ограничение газа?

ESP вмешивается в работу тогда когда автомобиль приобретает вращающий момент вокруг вертикальной оси. Т.е. в момент заноса/сноса колёс (передних и/или задних). Занос для покрышки — это её поперечное смещение. Когда это происходит? Когда запас сцепления у покрышки выбран и она не может сопротивляться поперечным силам. Т.е. когда сумма векторов сил превышает запас сцепления. Что можно сделать для восстановления сцепления? Человеку доступно несколько вариантов действия:
— управляющие колёса можно выровнять (по результирующему вектору) — ESP не доступно
— если потеря сцепления у задних не ведущих колёс, то можно перераспределить на них массу добавив газ — ESP не доступно
— повысить сумму запаса сцепления всех шин снизив газ и распределить высвободившийся запас подтормаживанием отдельных колёс (если артикуляция подвески хорошая, то запас сцепления будет распределяться плавно и равномерно) — сценарий доступный ESP

При этом снижение вектора ускорения автомобиля приводящее к повышению запаса сцепления всех колёс так же переносит вес вперёд на управляющие колёса, что весьма полезно для выполнения манёвра возврата на свою полосу в сертификационном испытании "Лосиный тест".

Массу прочих сценариев вроде торможения двигателем и выравнивания нагрузки на подвеску путём приведения продольного вектора сил близко к нулю для краткости опустим. Хотя тема подвески и проблем её короткоходности и низкой артикуляции в деле распределения сцепления очень интересна.

Увеличение газа никогда не увеличивает запас сцепления шин. Газ запас сцепления снижает. Для ведущих колёс прямым образом — увеличивая вектор продольных сил. Для не ведущих с ростом скорости растёт амплитуда вертикальных перемещений, что приводит к потере сцепления. Да, есть весьма редкие исключения — разгон на участке дороги резко забирающей в гору и/или на авто с очень агрессивным аэродинамическим обвесом прогрессивно увеличивающим прижимную силу с ростом скорости.

Так ESP мешает управлять автомобилем?

Хотите наглядную иллюстрацию? Смотреть с 31:05. ESP просто не даёт автомобилю повернуть. Резкое движение рулём даёт просто движение прямо на тормозящих колёсах. Смотришь и не веришь. Автомобиль не слушается руля.

Важно понимать, что ESP, ABS и прочие подобные помощники калибруются в неких условиях которые заведомо отличны от наших реальных. В силу этого, вмешательство подобных систем не всегда благотворно и ожидаемо для водителя. Кроме того для корректного управления автомобилем с помощниками в экстремальных условиях водитель должен знать принцип их (и своих в связи с этим) действий, а так же иметь наработанный навык. Без этого новичок всё равно убьётся т.к. не тренирован и не может предсказать последствия действий, а опытный шофёр будет стеснён в действиях вмешательством электроники.

Кроме того. У возможных корректировок электронных систем есть пределы. И это так же имеет ряд следствий:
1. Водитель привыкнув у помощи незаметно для себя переходит грань когда она является действенной и убирается.
2. Помощники не могут корректно работать в сложных условиях и на высоких скоростях. Как раз там где они по сути и нужны.
3. На малых скоростях где водитель в виду отсутствия помощников мог бы наработать понимание процессов и навык управления они, помощники, крадут у него эту возможность.

Если у вас авто с ESP не поленитесь изучить конкретную реализацию алгоритма на своём конкретном автомобиле. И выехать на площадку для тренировки действий в экстримальных режимах, что бы понимание закрепилось правильными рефлексами. Всё это абсолютно необходимо так же как и на старых автомобилях без электронных помощников. Электроника не освобождает вас от ответственности и необходимости тренировать навыки.

Экстремальные ситуации на дороге имеют склонность развиваться катастрофически быстро и зачастую возникают внезапно. В этих самых ситуациях хочется иметь весь доступный ассортимент средств управления автомобилем. А эффективно использовать этот инструментарий позволяют наработанные тренировками рефлексы и опыт.

В качестве послесловия:

Все мы понимаем (по крайней мере делаем вид), что автомобиль — источник повышенной опасности и что главное в вождении — это безопасность. Так же, вроде как, понимаем, что безопасность в наших руках и зависит от наших действий. Действия же наши зависят от полноты и адекватности восприятия обстановки. До этого вывода добираются многие, но вот дальше начинаются проблемы.

Люди почему то, соглашаясь с приматом безопасности и ответственности, принимают:
— изоляцию себя от информации (ощущений)
— изоляцию себя от управления (электронные "помощники")

Если из за широких стоек ты не увидишь пешехода и переедешь его, то сядешь ты, а не автопроизводитель. Если из за ABS ты не успеешь остановиться и устроишь ДТП, то разгребать последствия будешь ты, а не автопроизводитель. Если из за изоляции от ощущений ты прозеваешь изменение дорожного полотна и пропустишь момент когда следовало снизить скорость, то виноват будешь ты, а не дорожники или опять же автопроизводитель.

На лицо иллюзия. Человек для самоуспокоения, дабы не ощущать груз ответственности, перепоручает ответственность электронным системам или просто забывает о ней, скрывает её от себя же тем, что называет комфортом. Но от последствий таким образом не убежишь. Ведь факторов риска меньше не становится.

И самое интересное в этом то, КАК эти люди умудряются обманывать сами себя, усыплять свой собственный страх и находить успокоение в перепоручении своей жизни алгоритмам истинной механики которых они не понимают. Ответ в том, что знать как работают системы не надо и вредно. Спасение для таких людей как раз таки в незнании. В вере в технологии и маркетинговые лозунги как в магию, как в волшебство. Только в таком случае можно усмирить страх.

По этому забавно наблюдать амбивалентность в суждениях людей. Улыбают их лозунги: "Мы за комфорт и безопасность" и "Нас спасёт электроника".

И это при том, что электроника даже в таком ответственном и простом узле как ЭУР на многих машинах нормально работать не может — www.drive2.ru/b/525051437953059271/

Случаев не адекватной работы электроники масса, но чувства верующих в них при упоминании оскорбляются и конструктивного диалога не получается. Это конечно тоже даёт поводы для улыбок. Но печального в этом больше.
user upload
И да, это Weineck Cobra 780 Limited Edition с 1200л.с и 1760н.м. без каких бы то ни было систем стабилизации. А у тебя слишком мощный автомобиль и без ESP ты не можешь безопасно на нём ездить? Девушка на Shelby Cobra может My girlfriend takes my 1965 (Factory Five MKIII replica) Shelby Cobra out for a drive., а ты на своём современном авто нет?

П.С. Камень в розовые очки верующих в непогрешимость электронных помощников:

Программное обеспечение блока управления ESP может не соответствовать спецификации. Необходимо «актуализировать» ПО, из-за чего в России на сервис приглашены Mercedes-AMG C-Класса (тип 205), кроссоверы GLC (тип 253) и пятидверки AMG GT (тип 290), проданные в 2018-2019 годах. Российская кампания оказалась эхом отзывов, объявленных в США в июле и в Европе в августе 2020-го. Американский регулятор NHTSA причину расшифровывает чуть подробнее: некорректный софт может привести к тому, что система стабилизации будет неправильно реагировать на дорожные ситуации.

user upload




--------------------
Profile CardPM
  -1/0  
bur1dza
post Sep 18 2020, 19:11 
Отправлено #2


Гуру



Сообщений: 7 113



Очередная порция кончелыжкиной дичи?
Profile CardPM
  -2/+4  
bomber 888rc
post Sep 19 2020, 23:31 
Отправлено #3


Гуру



Сообщений: 21 459
KIA Sportage SL CRDI


Цитата(bur1dza @ Sep 18 2020, 19:11)
Очередная порция кончелыжкиной дичи?
*

Чего нет в ЛК2, того не должно быть ни в одном другом автомобиле yes.gif

--------------------
в670рс
Profile CardPM
  -1/0  
bur1dza
post Sep 19 2020, 23:43 
Отправлено #4


Гуру



Сообщений: 7 113



Цитата(bomber 888rc @ Sep 19 2020, 23:31)
Чего нет в ЛК2, того не должно быть ни в одном другом автомобиле yes.gif
*

У меня какая-то неправильная лк2 с есп знач 😂😂
Profile CardPM
  -1/0  
Хрюн
post Sep 20 2020, 00:26 
Отправлено #5


Гуру



Сообщений: 3 116



Ну все, теперь без лосиного теста ни одной машины покупать не стану! angry.gif

--------------------
со свиным рылом в калашный ряд...
Profile CardPM
  -1/+1  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей: