Жизнь без шипов.
Когда речь заходит об отмене шипов, то разные случайные люди начинают строить из себя экспертов и громогласно заявлять, что отменять шипы ну никак нельзя. Дескать, мы северная страна и без шипов в покрышках «мы все умрём».
Откуда они нашли в своих покрышках шипы это отдельный интересный вопрос. Но если представить, будто бы они там и правда есть и вовсе не сточены ещё прошлой осенью, когда автовладелец заранее их поставил на машину. То картина выглядит примерно следующим образом.
Американские исследователи, после введения запрета на шипованные покрышки в отдельных северных штатах США в середине прошлого века — вообще не выявили связи с ростом количества дорожно-транспортных происшествий.
После запрета шипованных шин в Японии некоторые исследователи отметили рост количества зимних ДТП на 4%. Но даже в справедливости этой цифры есть сомнения.
B сомневается в этих данных ни кто-нибудь, а Институт транспортной экономики Норвежского центра транспортных исследований. Те самые «Скандинавы у которых шипы разрешены».
Effect_of_reduced_use_of_studded_tires
Норвежские исследователи приводят следующие цифры.
После сокращения использования шипованных шин на 50% (в результате введения специального налога и пропаганды среди населения), которое происходило в 2002-2009 годах, по данным Норвежской полиции рост травматизма на дорогах в зимний период составил около 2%.
Норвежские исследователи сомневаются, что такая цифра вообще может восприниматься всерьёз и тем более как связанная именно с влиянием сокращения использования шипованных шин на 50% .
Если смотреть на статистику страховых компаний Норвегии за этот же период, то сокращение использования шипованных шин на 50% вообще никак на ней не отразилось. Т.е. роста обращений за страховым возмещением не отмечено вовсе. А в более детальной статистике по разным городам Норвегии есть и свидетельства даже сокращения количества страховых случаев.
Так, например в столице Норвегии, городе Осло, после сокращения использования шипов количество страховых случаев уменьшилось на 0,6%. Цифра не велика и находится в рамках статистической погрешности, впрочем как и рост травматизма. Так, например в городе Ставангер вообще не было отмечено какого либо увеличения травматизма в ДТП.
Норвежские исследователи не обнаружили разницы в аварийности групп водителей, использующих шипованные и нешипованные шины.
Откуда могла бы появиться такая разница тоже неизвестно. Согласно этим же исследованиям зависимость тормозного пути от типа покрытия и используемых шин выглядит следующим образом.
Даже в случае торможения на голом льду разница между фрикционными шинами (т.н. «Липучками») и шипованными составляет всего 3,7 метра.
Это меньше длины корпуса среднего автомобиля. Длина Тойоты Камри например 4,85 метра. Таким образом, при движении на чистом льду, что само по себе бывает очень редко, водителю автомобиля на «липучих» шинах достаточно держать дистанцию всего на 1 корпус автомобиля больше, чем если бы он ехал на шипах. И ещё раз нужно акцентировать внимание — эта ситуация именно для льда. А водителю автомобиля на шипах достаточно ехать ближе на 3,7 метра, чтобы потерять своё преимущество.
Вот только выпадет ли шанс у обладателя шипованных шин найти такой участок дороги, где лёд простирался хотя бы на 5 десятков метров?
Согласно нормативам содержания дорог, действующим в России, ликвидация зимней скользкости после окончания снегопада должна занимать 4-6 часов для дорог с высокой интенсивностью движения и не боле 12 часов для самых отдалённых участков дорог.
Т.е. шансов воспользоваться ледовым преимуществом шипованных шин, фактически нет. Особенно учитывая то, как эксплуатируют шипованные покрышки в России.
Устанавливая шипы заранее, «а то мало ли что», автовладельцы не только портят дороги, но и приводят в негодность свои шипованные покрышки. И речь идёт не о выпадении шипов совсем, а о том, что высота их выступания над протектором катастрофически быстро падает при езде по дорогам с твёрдым покрытием.
Несмотря на достаточную высоту самого протектора у колеса, выступание шипа уже нет. Такие шипы уже не имеют никаких преимуществ на льду.
В том числе, поэтому исследования зависимости отказа от применения шипов и аварийности — не обнаруживают никакой значимой зависимости, которая позволяла бы чётко сказать, что шипы более безопасны.
Нельзя обнаружить зависимость от отказа от чего-то, чего и так нет.
Как отмечено в Норвежском исследовании больше всего боятся отказа от шипов — водители с малым опытом вождения. Это абсолютно так и есть, для них шипы из-за одного своего названия являются фактором обеспечения безопасности. Психологической безопасности, которая не имеет ничего общего с дорожными реалиями.
По статистике ГИБДД смертность на дорогах России летом в 2 раза выше, чем зимой. Примерно тоже самое указано и в Норвежском исследовании. По их данным количество ДТП с травматизмом в дни снегопадов снижается.
И это легко объяснимо. Плохие погодные условия снижают скорость транспорта.
Противники запрета шипов в своей аргументации часто упирают на плохую (по их мнению) очистку улиц от снега. Этот аргумент также не выдерживает никакой критики. На множестве дорог и улиц Финляндии снег не убирается вообще и обработки реагентами не производится. Улицы содержатся в так называемом снежном накате.
Поэтому там можно ездить на шипах. Поэтому там шипы служат, гораздо дольше. Поэтому там дороги портятся меньше. Про ограничение скорости для автомобилей на шипах, которое действует во всех странах, где шипы так или иначе разрешены — тоже следует упомянуть.
Нигде в Европе нет места, где автомобиль на шипах мог бы легально двигаться со скоростью 110 км\ч. Типичное ограничение для машин на шипованных шинах — 80 км\ч. Это связано не только с безопасностью, но и с резким ростом разрушающего воздействия на асфальт.
В России не для того введены нормы по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, чтобы любители шипов ради своего психологического спокойствия ездили с железками в колёсах по асфальту. По чистому асфальту и на высоких скоростях. ( ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, заменивший собой ГОСТ 50597-93 )
Всё, что любители шипов испортили зимой потом аукается в теплые месяцы года ростом смертельных случаев ДТП.
Дороги с колейностью от шипов просто не безопасны для вождения. Это отмечено во всех исследованиях и отражено в стандартах к содержанию дорог в Российской федерации.
Разрушенные за зимний период дороги и вызывают летний рост смертности. И это не какие-то цифры на уровне погрешности, это разы.
Россия вынуждена в буквальном смысле закатывать миллиарды рублей в асфальт. И всё из-за любителей успокоить нервы покупкой колёс с железками.
Эти миллиарды рублей могли бы быть потрачены не на спешный ремонт разрушенного, а на развитие дорожной сети. На создание более безопасных дорог, с отбойниками, ограждениями, надземными и подземными пешеходными переходами, разноуровневыми развязками, освещёнными переходами и т.д.
ГИБДД России после 2018 года прогнозирует резкий рост числа смертей на дорогах, в числе причин этого называя: «увеличивающийся разрыв между темпами автомобилизации и развитием улично-дорожной сети», а также «приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности» над сохранением жизни участников движения, а также наличие «ряда экономических проблем», препятствующих принятию необходимых мер для снижения аварийности.»
Говоря более простым языком ГИБДД говорит о том, что денег в России перестанет хватать даже на поддержание существующей дорожной сети.
И причина этого в том, что количество автомобилей не уменьшается. И большинство автовладельцев стремится приобрести именно шипы. Нагрузка на дорожное полотно постоянно растёт. Нам бы задуматься и остановиться… Начать тратить деньги не на ремонт того, что сами же в пыль стёрли, а на развитие дорожной сети. Строительство новых дорог, расширение старых, чтоб снизилась нагрузка на уже существующую сеть.
Но вместо этого мы ездим на шипах и завидуем Европе. В большинстве стран Европы шипы запрещены. В Германию вас не пустят, если ваш автомобиль оснащён шипованными шинами. В Германии срок службы дорог 30-50 лет.
В России 3-5 лет для загруженных трасс. Срок службы полимерной разметки в Германии — 5 лет. Срок службы такой разметки в России — год. И виной тому шипованная вольница.
Но водители продолжают перекладывать вину за разрушенные дороги на кого угодно. Хотя в России есть уже даже судебные решения с экспертизами, которые гласят, что 90% разрушений дорожного полотна — вызвано именно шипами.
Не слишком ли дорого обходится моральное спокойствие «я на шипах»?
Во всех странах, где проводились соответствующие исследования отмечен не только ущерб дорожному полотну, но и создание неблагоприятных условий окружающей среды.
Асфальтовая мелкодисперсная пыль, попадая в дыхательные пути может провоцировать целый ряд заболеваний. Этому посвящены отдельные исследования.
И например в Японии езда на шипах по асфальту запрещена не в правилах дорожного движения, а законом о защите окружающей среды.
Примерно так же звучит запрет шипов и в Великобритании. В этих странах вы можете использовать шипованные покрышки, но не для езды по асфальтовым дорогам.
О том, как конкретно нужно ограничивать езду на шипованных шинах по асфальту можно ещё поспорить. Но оспаривать необходимость таких ограничений — бессмысленно. Они в том или ином виде введены во всех странах, кроме России. Даже там, где шипы якобы разрешены, разрешены совсем другие шипы, в других количествах и на других скоростях. И только в России дозволено портить асфальт даже оснастив лёгкий 3,5 тонный грузовик в шипованные покрышки и мчатся на нём 110 км\ч по автостраде. Такое было немыслимо даже в Германии до 1975 года, когда шипы там всё ещё были разрешены. Но уже тогда действовал запрет на шипованные покрышки, на машинах массой свыше 2,8 тонны и действовало ограничение скорости в 80 км\ч для машин на шипах. А в 1975 году Шипы в Германии запретили полностью. И чем в наши дни славится Германия? Хорошими дорогами…
В плане борьбы за сохранность дорожного полотна мы отстаём от Германии на 40 лет. Нужно подчеркнуть, не качества исходного дорожного полотна, а в плане отношения к этому дорожному полотну.
В России принято считать, что всё дело в качестве асфальта. Якобы из-за низкого качества он разваливается. Но если я сейчас попрошу вас доказать это утверждение в суде при помощи фактов и экспертиз — у вас ничего не выйдет. Качество дорожного полотна соответствует всем действующим нормам и проверяется в независимых лабораториях по итогам выполнения каждых строительных работ. Бурятся специальные шурфы в асфальте и отбираются пробы для тестов в лабораториях. Это происходит по итогам каждого крупного гос. контракта на ремонт дороги. Посему дело отнюдь не в качестве асфальта. Дело в пресловутых железках в колёсах.
Поэтому мы так безапелляционно и призываем голосовать ЗА нашу инициативу по запрету/ограничению применения шипов в России.
Присоединённые эскизы
--------------------