Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
Откуда же они там взялись? Специалист - работающий по профессии. В отделе К обычные вчерашние студенты-юристы. У них нет и не может быть специфических знаний. В общих чертах, не более. Современные технологии требуют постоянного обучения, присутствия в теме, так сказать. Вот из-за явного отсутствия специалистов мы и наблюдаем печальное подобие расследования и суда дилетантов.
Вот поэтому не понимаю, как они нарыли доказательную базу?? Там столько специфических понятий, что на простых курсах повышения квалификации и не поймешь без углубленного изучения и самое главное практики!! Ну ну можно конечное если есть понимание в этом вопросе и штудировать форумы с утра до вечера в течении года.....
Вывод таков, так как наши суды не оправдывают.... человека сделают без вины виноватым... ну а если оправдают то очень бы хотелось пожать руку подсудимому....... буду надеяться что так и будет..
Объясните не понимающему... как может в таком деле суд разобраться, это же специфика программиста.... Как вообще следователи расследовали его и в суд доказательства предоставили?? Не уже ле нельзя было грамотную экспертизу назначить... прокуратура уже походу задний ход начала давать, козыри кончились видимо... уже не знают какую роль в этой теме определить подсудимому...
Оправдать же не смогут, рука ведь не поднимется.....
В теории судья не должен сам разбираться программировании, медицине, баллистике, химии, устройстве автомобиля и прочем. Он должен рассудить исходя из имеющихся доказательств представленных сторонами исходя из личного понимания ситуации. Один судья может если непонятно ему САМ запросить экспертизу, могут ему экспертизу предоставить следствие, обвинитель, а может подсудимый. Судья опять же может согласиться с мнением эксперта, а может и не согласиться.
Цитата(стакан @ Mar 2 2017, 08:42)
Вот поэтому не понимаю, как они нарыли доказательную базу?? Там столько специфических понятий, что на простых курсах повышения квалификации и не поймешь без углубленного изучения и самое главное практики!! Ну ну можно конечное если есть понимание в этом вопросе и штудировать форумы с утра до вечера в течении года.....
Вывод таков, так как наши суды не оправдывают.... человека сделают без вины виноватым... ну а если оправдают то очень бы хотелось пожать руку подсудимому....... буду надеяться что так и будет..
По этому и не оправдывают, что понимают следствие слабенькое, а оправдон это по шапке прилетит всем, а они судьям не чужие люди каждый день ходят, вот они глаза и закрывают, им главное чтобы верховный потом их приговор не отменил, тогда уже и судье прилетит, но и там судья районный не чужой человек.
Сообщение отредактировал loupblanc - Mar 2 2017, 09:15
Откуда же они там взялись? Специалист - работающий по профессии. В отделе К обычные вчерашние студенты-юристы. У них нет и не может быть специфических знаний. В общих чертах, не более. Современные технологии требуют постоянного обучения, присутствия в теме, так сказать. Вот из-за явного отсутствия специалистов мы и наблюдаем печальное подобие расследования и суда дилетантов.
Уж какие есть... С кадрами сейчас вообще проблема!!! В любой области жизнедеяельности Как только развалили систему советского образования, так сразу и получили поколение дебилов... Не многие в этих условиях смогли подняться до вершин профессиональных знаний... А работать и существовать то как то нужно... Вот и работают как могут... Я в таких случаях вспоминаю цитату из фильма "Курьер": "Я, мы, наше поколение хочет знать для кого мы жили и боролись. В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание."
Сообщение отредактировал SSN - Mar 2 2017, 10:02
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
По этому и не оправдывают, что понимают следствие слабенькое, а оправдон это по шапке прилетит всем, а они судьям не чужие люди каждый день ходят, вот они глаза и закрывают, им главное чтобы верховный потом их приговор не отменил, тогда уже и судье прилетит, но и там судья районный не чужой человек.
Так и есть....система.... Судья то без верховного не принимает решение по любому, тем более по такому сложному дело... жалко подсудимого, честное слово.. ведь истину так и не найдут, да и искать никто не будет.... не нужно это.......
почему то ты на 100% уверен в его виновности, тебе даже доказательства не нужны.
1. С удовольствием готов увидеть доказательства. А они есть??? Кто то утверждал о презумпции невиновности... 2. Моя уверенность - это мое субъективное мнение, которое я уже подкрепил определенными доводами. Я же не утверждаю, что это истина в последней инстанции! 3. И, заметьте, никого не обвиняю! 4. К тому же я сказал "если", т.е. всего лишь предположил возможный вариант развития событий.
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
По этому и не оправдывают, что понимают следствие слабенькое, а оправдон это по шапке прилетит всем, а они судьям не чужие люди каждый день ходят, вот они глаза и закрывают, им главное чтобы верховный потом их приговор не отменил, тогда уже и судье прилетит, но и там судья районный не чужой человек.
как это видит вертикаль: Москва. 2 марта. INTERFAX.RU — Малый процент оправдательных приговоров в России обусловлен тем, что 90% подсудимых признают свою вину, сообщил в четверг заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов. «Многие критикуют модель действующего судопроизводства, но у нас из 100 подсудимых по делам 90 признают свою вину. Не знаю, хорошо это или плохо, но это факт. 65% идут в особом порядке (особый порядок рассмотрения дела предусматривает признание вины, при котором подсудимому назначается не более двух третей от максимального срока наказания — ИФ)», — сказал Давыдов на открытии научно-практической конференции. Согласно открытым данным, в последние годы доля оправдательных приговоров в РФ не достигает и 1%. https://news.mail.ru/incident/28944293/?frommail=1
Сообщение отредактировал Skite - Mar 2 2017, 14:03
Так и есть....система.... Судья то без верховного не принимает решение по любому, тем более по такому сложному дело... жалко подсудимого, честное слово.. ведь истину так и не найдут, да и искать никто не будет.... не нужно это.......
Жалко всех, поскольку на месте подсудимого каждый может оказаться. Подсудимый никого не убивал не насиловал не крал.
Вспомните:"Ибо каким судом судите, таким будете судимы"
Так это про Божий суд. Московский районный суд функционирует по другим принципам... А если факт диверсии действительно имел место, то к этому человеку можно будет применить такую цитату из Евангелие от Матфея: "ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его"
Сообщение отредактировал SSN - Mar 2 2017, 15:32
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
а чем недоволен этот ССБМ? получил 7млн., готов был заплатить Элкору за обслуживание 6,650 по субподряду. заработал бы 350тыр. а так получил 7, заплатил штраф 1, в итоге 6 осталось. или как?!
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
а чем недоволен этот ССБМ? получил 7млн., готов был заплатить Элкору за обслуживание 6,650 по субподряду. заработал бы 350тыр. а так получил 7, заплатил штраф 1, в итоге 6 осталось. или как?!
Кстати, да!!! Это считай удачный расклад с финансовой точки зрения... Все прошло как на острие лезвия... Могло ведь все закончиться совершенно по другому... Например, срывом контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков... А так считай и деньги заработали и знания в этой области подтянули... Теперь можно смело в очередной бой!!! Следующий будет уже полегче!
Сообщение отредактировал SSN - Mar 2 2017, 15:38
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05