Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
Смещаются не линии, а сами камеры от температурных расширений/сжатий материалов.
Все верно. А еще столбы, на которых крепятся камеры, также наклоняются в зависимости от погоды. Если холодно - в сторону юга, если жарко - то в северную сторону.
Все верно. А еще столбы, на которых крепятся камеры, также наклоняются в зависимости от погоды. Если холодно - в сторону юга, если жарко - то в северную сторону.
Если ЦАФАП признает наличие неуправляемой погрешности при работе камер - то какая тут перерисовка по утрам? Это ж незаконно должно быть? А если погода поменялась днем и ваши столбы погнулись? Или это играет на руку в плане пополнения бюджета? Почему погрешность заранее не закладывается при калибровке прибора на месте? Допустим штрафы начинаются через полметра после знака стоп.
--------------------
Параллельная парковка — это когда ты запарковался, и тебе совершенно параллельно, куда встанут остальные.
Все верно. А еще столбы, на которых крепятся камеры, также наклоняются в зависимости от погоды. Если холодно - в сторону юга, если жарко - то в северную сторону
чего только не узнаешь на данном форуме. а зимой столбы улетают на юг.
Цитата(Watcher @ Feb 28 2017, 18:50)
Вы сами то в это верите? Каждый день, а когда же он успевал строительством заниматься? Просветите нас пожалуйста, как СТОП-линии у нас смещаются в зависимости от погоды??? Особенно зимой, он их под снегом разглядывал через рентген?
ну наверное, в идеале так и должно это работать. каждый день выигравшие тендер должны проверять работоспособность камер, выявлять неработающие камеры и чинить с выездом на место, для этого тендер на обслуживание и проводится. камеры могут перестать работать по многим причинам: залепило снегом, оборвало провод, упало дерево, вандалы разбили камеру, перегорела плата. про какое строительство идет речь?
Сообщение отредактировал Skite - Mar 1 2017, 09:21
в чем интерес на-связи? почему на стороне подсудимого и элкора?
Согласен. На связи давно уже практикует чьи либо интересы, интерес у всех "один$". А тут все на лицо: ООО "Элкора" фирма в чувашии монополист и тут на тебе! Выигрывает торги другая ООО. Конечно они всячески будут мешать по удаленке!!!
Согласен. На связи давно уже практикует чьи либо интересы, интерес у всех "один$". А тут все на лицо: ООО "Элкора" фирма в чувашии монополист и тут на тебе! Выигрывает торги другая ООО. Конечно они всячески будут мешать по удаленке!!!
Вы по себе выводы делаете?
Обвинить каждый горазд, но факты, пожалуйста. На всякий случай, если вдруг пропустили.
Цитата(Информ @ Feb 28 2017, 18:08)
Так получилось, что нам этот процесс стал интересным с позиции общества (особенно на фоне прошлогодней истории с "умным" перекрёстом на Воробьёвых), и с некоторой стороны очень даже подозрительным.
Раз уж взялись за освещение этого дела, то приходится ходить на каждый процесс, учитывая, что исход это дела не за горами. Своеобразные отчёты стараемся делать по фактам (бумагам, записям и пр.).
Отдельно отметим, что ни с кем из участников до этой истории знакомы не были и в каких-либо отношениях не состоим (и не состояли). Ах, да, с Казаковым пытались переговорить, но на контакт идти они не желают.
Обвинить каждый горазд, но факты, пожалуйста. На всякий случай, если вдруг пропустили.
Ваша заинтересованность видна в мелких делалях, в том как вы преподносите ту или иную новость! И кому как не Вам это знать!!! К примеру: "зато на заседание вдруг пришел потерпевший, ранее просивший освободить его от посещения храма правосудия" - Ваша фраза!!! Вроде просто фраза, а у читателя сразу впечатление о том что Казаков безответственный. "В итоге всё свелось к диалогу, в котором спрашивать мог только потерпевший, а отвечать – только подсудимый" - А тут!!! Ах какой бедненький потерпевший. он не виноват, но вот приходится оправдываться в том, что не совершал.
Про заинтересованность Вы правы - ПО СЕБЕ СУЖУ. ДА!!! Нет интереса, не работаю! Все так, не ВРИТЕ народу что Вы без интереса работаете!!!
Что ж не освещаете невыполненые обещания Игнатьева??? Ах да, осветили. Тока слов про обещания Игнатьева - "Сдадим мост к выборам" там не оказалось! А что молчите про недостроенную Суру на М-7. Где репортажи про разбитые федеральные дороги? потому что новости появляютя, когда надо$
"Отдельно отметим, что ни с кем из участников до этой истории знакомы не были и в каких-либо отношениях не состоим (и не состояли)" - и все? Избитая фраза, не верю! И для подтверждения моих слов, Вам осталось меня забанить! (как обычно)
Сообщение отредактировал Skvepens - Mar 1 2017, 10:35
Тебе, как активному участнику данного обсуждения непростительно задавать такие вопросы... Неужели по диагонали читаешь эту тему??? А еще претендуешь на объективность... Вот про строительство тынц
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05