Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
У вас есть достоверные данные о том сколько времени у них ушло на поиск этой "1" ?
я конечно же понимаю, кризис и все такое. но лучше не лезть туда где не хватает квалификации
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело всё погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
"ЩУКА И КОТ" И.А.Крылов
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
я конечно же понимаю, кризис и все такое. но лучше не лезть туда где не хватает квалификации
Ну раз уж вы стихами заговорили, то позволю себе привести афоризм: Не ошибается тот, кто ничего не делает! К чему я это? А к тому, что ССБМ набралось храбрости и влезло в новую для себя сферу деятельности. Не нам судить об уровне их квалификации. Если у Заказчика нет претензий по выполнению контракта, то по закону все нормально! Естественно у новичка в первое время будут трудности... Вы думаете у Элкора все гладко было, когда они начинали работать в этой сфере??? Просто их косяки никто не выносил на осуждение, к тому же у них был административный ресурс, позволяющий сглаживать все возникающие проблемы на этом направлении!!! Это уже потом они поднаторели и сейчас всеми правдами и неправдами пытаются удержаться на своем прикормленном местечке... А вспомните себя, когда вы впервые начали заниматься чем то новым! У вас все получалось с первого раза и без всяких трудностей???
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Ну раз уж вы стихами заговорили, то позволю себе привести афоризм: Не ошибается тот, кто ничего не делает! К чему я это? А к тому, что ССБМ набралось храбрости и влезло в новую для себя сферу деятельности. Не нам судить об уровне их квалификации. Если у Заказчика нет претензий по выполнению контракта, то по закону все нормально! Естественно у новичка в первое время будут трудности... Вы думаете у Элкора все гладко было, когда они начинали работать в этой сфере??? Просто их косяки никто не выносил на осуждение, к тому же у них был административный ресурс, позволяющий сглаживать все возникающие проблемы на этом направлении!!! Это уже потом они поднаторели и сейчас всеми правдами и неправдами пытаются удержаться на своем прикормленном местечке... А вспомните себя, когда вы впервые начали заниматься чем то новым! У вас все получалось с первого раза и без всяких трудностей???
у заказчика были претензии и исполнителя оштрафовали, не? вспомнил себя - "у честных и знающих людей спросить иль выслушать разумного совета" ну, как-то так
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
у заказчика были претензии и исполнителя оштрафовали, не?
Оштрафовали! Это и есть цена, которую пришлось заплатить! Но ведь это дела сугубо между заказчиком и исполнителем! Если обе стороны все устроило, то зачем выносить на обсуждение ошибки новичков??? Исключительно для нанесения вреда деловой репутации конкурента!!! А свою то репутации подмочили еще хуже... Я так понимаю в дальнейших конкурсах уже не будут участвовать от имени Элкора...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 28 2017, 12:38
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Оштрафовали! Это и есть цена, которую пришлось заплатить! Но ведь это дела сугубо между заказчиком и исполнителем! Если обе стороны все устроило, то зачем выносить на обсуждение ошибки новичков??? Исключительно для нанесения вреда деловой репутации конкурента!!!
хмммм ... а кто там расследование затеял, чтоб стрелки перевести?!
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
хмммм ... а кто там расследование затеял, чтоб стрелки перевести?!
Т.е. вы располагаете достоверными данными, что никакой диверсии со стороны Элкора не было, а все это затеяно ССБМ для того, чтобы отмазаться от неисполнения контракта??? Может представите нам на обозрение эти достоверные факты???
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Т.е. вы располагаете достоверными данными, что никакой диверсии со стороны Элкора не было, а все это затеяно ССБМ для того, чтобы отмазаться от неисполнения контракта??? Может представите нам на обозрение эти достоверные факты???
ориентируюсь токмо на информацию выкладываемую администрацией портала и цитируемые сообщения. перечитайте свое же сообщение
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
ориентируюсь токмо на информацию выкладываемую администрацией портала и цитируемые сообщения.
Тут многие так делают выводы... Но это не совсем достоверно... Тут только обрывки информации... Подождем что скажет суд! Хотя я полагаю, что в любом случае каждый останется при своем мнении, даже если оно разойдется с мнением суда... Если суд вынесет обвинительный приговор, то некоторые скажут, что засудили почем зря, используя административный ресурс... Ведь весь вброс информации как раз и делается именно для формирования такого мнения... Свое мнение по обсуждаемому вопросу я уже высказал и не изменю его, т.к. знаком с Элкором не по наслышке... И знаю о их методах противостояния конкурентам...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 28 2017, 12:57
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
У вас есть достоверные данные о том сколько времени у них ушло на поиск этой "1" ?
SSNу ты ищи пожалуйста дальше 1, а то Казаков опередил тебя и давно её нашел. А вот Казаков утверждает" что с момента госповерки с данным комплексом никаких механических изменений в положении видеокамер и изменений программного обеспечения не производилось до 16.08.2016. Т.е. получается никаких изменений конфига не было, а значит в данном случае он морочит голову судье сейчас?
Тут многие так делают выводы... Но это не совсем достоверно... Тут только обрывки информации... Подождем что скажет суд! Хотя я полагаю, что в любом случае каждый останется при своем мнении, даже если оно разойдется с мнением суда... Если суд вынесет обвинительный приговор, то некоторые скажут, что засудили почем зря, используя административный ресурс... Ведь весь вброс информации как раз и делается именно для формирования такого мнения... Свое мнение по обсуждаемому вопросу я уже высказал и не изменю его, т.к. знаком с Элкором не по наслышке... И знаю о их методах противостояния конкурентам...
а я вот ни с кем не знаком не предвзятые суждения, не более того
--------------------
Я вполне уравнобешенный Настоящему пингвину завсегда везде ништяк Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
Свое мнение по обсуждаемому вопросу я уже высказал и не изменю его, т.к. знаком с Элкором не по наслышке... И знаю о их методах противостояния конкурентам...
ты сам сознаешься, что у тебя предвзятое мнение, значит объективно судить не можешь.
ты сам сознаешься, что у тебя предвзятое мнение, значит объективно судить не можешь.
А я и не сужу!!! У нас для этого есть суд - самый гуманный суд в мире! А мое предвзятое мнение не позволяет ввести меня в заблуждение всякими документами, не относящимися к сути обсуждаемого вопроса! А вот некоторые неокрепшие умы не смогли противостоять этому натиску...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 28 2017, 13:52
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
А я и не сужу!!! У нас для этого есть суд - самый гуманный суд в мире! А мое предвзятое мнение не позволяет ввести меня в заблуждение всякими документами, не относящимися к сути обсуждаемого вопроса! А вот некоторые неокрепшие умы не смогли противостоять этому натиску...
пока неокрепшим умом выглядишь ты, у тебя не хватает объективных фактов, трындишь одно и тоже по кругу. сто раз тебе сказали, что изменение конфигурационного файла не влияет на передачу информации, обещал не возвращаться к этой теме, сегодня опять свое нытье затянул, докажи да докажи тебе. твои доводы к сути вопроса не относятся.
Сообщение отредактировал Skite - Feb 28 2017, 13:59
Сможешь всем на обозрение предоставить объективные факторы, указывающие, что диверсии с переименованными файлами не было и что это все - это хитрая игра ССБМ??? Только не надо рассказывать, что этот файл не влияет на картинку. Это мы и без тебя знаем! Вопрос то простой: причастен Элкор к переименованию файлов или нет??? К файлу, который отвечает за алгоритм определения нарушения!!!
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05