Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
Очередное неисполнение ССБМ контракта, причем с уведомлением, самое страное в этом что сначала ССБМ договор о поверке Потоков заключил Чувашским ЦСМ, а потом с Татарией. Возможно с нашими не смогли договорится о погрешностях, но это наши домыслы. "- согласно «Перечню АПК «ПОТОК-ПДД», требующих проведения метрологической поверки в 2016 году» (Приложение №4), и в указанные сроки Подрядчик: * должен за свой счет осуществить диагностику, подготовку к государственной поверке (проверку согласно методики поверки); *организовывать проведение метрологической государственной поверки в специализированной организации с передачей свидетельства о поверке Заказчику" (выписка из технического задания по контракту №13 от 17.03.2016 г.) Сроки поверки февраль 2016, просрочка второй месяц, и речь идет о какой то пролонгации.
Очередное неисполнение ССБМ контракта, причем с уведомлением, самое страное в этом что сначала ССБМ договор о поверке Потоков заключил Чувашским ЦСМ, а потом с Татарией. Возможно с нашими не смогли договорится о погрешностях, но это наши домыслы. "- согласно «Перечню АПК «ПОТОК-ПДД», требующих проведения метрологической поверки в 2016 году» (Приложение №4), и в указанные сроки Подрядчик: * должен за свой счет осуществить диагностику, подготовку к государственной поверке (проверку согласно методики поверки); *организовывать проведение метрологической государственной поверки в специализированной организации с передачей свидетельства о поверке Заказчику" (выписка из технического задания по контракту №13 от 17.03.2016 г.) Сроки поверки февраль 2016, просрочка второй месяц, и речь идет о какой то пролонгации.
Спрашивал уже и еще раз спрошу: как все это относится к сути обсуждаемого вопроса??? Мы ведь обсуждаем тут судебное дело относительно виновности или невиновности представителя Элкора в вопросе диверсии с файлом конфига!!! Вы свою версию случившегося нам не рассказываете... Видимо у вас ее просто нет... Вместо этого переводите обсуждение в совершенно иную плоскость: отсутствие компетенции нового исполнителя... Я прекрасно вас понимаю. Вы взяли стратегию поливания грязью своего оппонента. С нами вы тоже так же себя вели... Но нам это не помешало! Думаю, что и в этот раз у вас ничего не получится... Новый исполнитель с трудом, но выберется из своих проблем!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 27 2017, 16:17
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Вполне все логично. ССБМ обратился к производителю, тот просит своих партнеров оказать содействие. Что здесь такого противоестественного?
Если уж у Вас есть доступ к таким документам, посмотрите, пожалуйста, есть ли продолжение переписки такой? Ведь Элкор должен был ответить по этому поводу, не могли же они проигнорировать письмо производителя.
В августе 2016 Элкор подал иск в Моргаушкий суд по отмене штрафа нарушение скоростного режима АПК Поток-ПДД н.п. Нискасы R85 на служебном автомобиле автовышке направление движения: попутное Водителем якобы допущено следующее нарушение- автомобиль двигался со скоростью 65 км/ч, при разрешенной 40 км/ч, чем превысил установленную скорость на 25 км/ч. Водитель утверждает что с даной скоростью не мог двигаться, т.к. сами устанавливали комплекс, на да ладно дело в другом: Данный комплекс R85 поверен Элкором свидетельство о государственной поверке №7080, от 02.02.2016, но главная суть что при госповерке тестовые заезды производились при движении встречное, а в данном случае движение попутное. Получается ССБМ самостоятельно перенастроил комплекс, и должен был провести внеочередную госповерку Согласно ч.19 приказа Минпромторга России от 02.07.2015 г. №1815: «Обязательное представление СИ на периодическую поверку чаще установленного межповерочного интервала (внеочередная поверка) осуществляется, в том числе, в случаях: проведения повторной регулировки или настройки, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам регулировки и (или) элементам конструкции, известного или предполагаемого ударного или иного воздействия или при возникновении сомнений в его показаниях», что не было сделано. Данный суд и верховный мы конечно проиграли по причине административного ресурса, но в ходе заседаний получили интересные документики о работе ССБМ!!!
Имхо у них жопа подгорает - того и гляди признают "бракованным" поставщиком по госконтракту - а это бан лет на пять на участие в госзакупках...
Контракт у них уже закончился, за неисполнение они еще деньги получили. Вот так у нас в Чувашии нужны "грамотные спецы", а все удивляемся почему у нас везде ж...па
Интересно, на картинках, сделанных ССБМ, видны все файлы в каталогах потока на компьютере(-ах) фоторадаров, или там только измененный файл? Вывод, что файл переименован, а не скопирован, можно сделать по картинке? Пока абстрагируясь от других вещей. Время любого файла можно изменить (Часы на компьютере не переводил).
Интересно, на картинках, сделанных ССБМ, видны все файлы в каталогах потока на компьютере(-ах) фоторадаров, или там только измененный файл? Вывод, что файл переименован, а не скопирован, можно сделать по картинке? Пока абстрагируясь от других вещей. Время любого файла можно изменить (Часы на компьютере не переводил). Изменением времени создания файлов официально занимается сама microsoft Почему все драйверы в Windows датируются 21 июня 2006 года
Вы лучше абстрагируйтесь от эти файлов и обратите внимание на MZ6 - представителя Элкора. Посмотрите на вопросы, в том числе и мои, которые были заданы ему. А так же ответы на эти вопросы и все сообщения в целом. Особенно крайние... Он ведь даже и не отрицает факт диверсии!!! Он приводит нам оправдание мотивов этого поступка... Приподнося это, как борьбу с "недобросовестным исполнителем". Типа не важно что мы сделали, мы ведь пытались пресечь работу нового исполнителя, потому что он не такой грамотный как мы... Типа смотрите какие у него косяки в работе... Тоже мне Робин Гуды, блин нашлись... Если у Элкора есть претензии по исполнению контракта, а их по большому счету у них быть не должно, поскольку они не являются заказчиками, то это обсуждение правильно было бы вести не в рамках данной темы, а создать новую...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 28 2017, 00:47
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Он ведь даже и не отрицает факт диверсии!!! Он приводит нам оправдание мотивов этого поступка... Приподнося это, как борьбу с "недобросовестным исполнителем". Типа не важно что мы сделали, мы ведь пытались пресечь работу нового исполнителя, потому что он не такой грамотный как мы... Типа смотрите какие у него косяки в работе... Тоже мне Робин Гуды, блин нашлись...
это где ты такое прочитал? между строк? он просто доказывает, что ссмб недееспособный от рождения.
Цитата(SSN @ Feb 28 2017, 00:47)
Если у Элкора есть претензии по исполнению контракта, а их по большому счету у них быть не должно, поскольку они не являются заказчиками, то это обсуждение правильно было бы вести не в рамках данной темы, а создать новую...
если ты не заметил, у заказчика нет претензий к элкору, есть претензии к ссмб.
Сообщение отредактировал Skite - Feb 28 2017, 07:59
Вот ответ ССБМ Моргаушскому суду: видеозапись нарушения предоставить не могут; скриншот файла Channels.xml предоставить не могут, и вообще сведений о проведении работ трбующих о проведении дополнительной поверки не имеют. Т.е. сведения нужна ли поверка, какая-то доказательная база с АПК R85, ничего не знаем ничего не понимаем.
Представляю акт технического осмотра АПК Поток-ПДД R85, в ходе проведеной заводом изготовителем Потоков проверки хода и качества работ ССБМ по контракту №13, от 17.03.16. А акте указано: на вычислителе имеются нарушения до 22.08.2016, а также видеоролики нарушений, комплекс исправный но требует квалифицированного обслуживания. Но вот самое главное имеются видеоролики нарушений. Отсюда получается ССБМ обманул Моргаушский суд.
это где ты такое прочитал? между строк? он просто доказывает, что ссмб недееспособный от рождения.
Ктож против то??? Только тема посвящена судебному разбирательству по факту возможной диверсии с переименованием файла конфига!!! Надеюсь все еще помнят об этом... Или уже забыли??? Так что, уважаемый Элкор, объясните нам как вы докатились до таких методов работы??? Впрочем для меня это не было новостью с самого начала обсуждения... Я прекрасно понимаю, что экономическая ситуация заставляет искать новые методы конкурентной борьбы, но так спалиться по детски с переименованием файла... Если у вас там спецы работают, то могли бы чонить получше придумать... Или спецы способны выполнять только шаблонные действия по настройке системы???
Цитата(Skite @ Feb 28 2017, 07:56)
если ты не заметил, у заказчика нет претензий к элкору, есть претензии к ссмб.
Если я правильно помню, то у заказчика нет претензий ни к кому!!! А складывется такое впечатление, что у Элкора есть претензии к ССБМ по выполнению этого этого контракта...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 28 2017, 10:39
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05