Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
По большому счету специалисты по обслуживанию комплексов там и не нужны... Они же не сами это делают, а разыгрывают исполнителя по конкурсу.... Другое дело, что хороших технических специалистов вообще почти нет... Те, что выходят из учебных заведений, их специалистами назвать сложно... Я бы назвал их "прослушавшие курс".
Только вот в прошлом году в новостях писали, что ЧувУпрДору выделили дополнительные штатные единицы для создания полноценного отдела по обслуживанию и эксплуатации комплексов. Правда судя по последним событиям из этих штатных единиц часть заняли друзья бывшего врио директора из бывшего ФСКН, а другая часть на премии ушла :-)
Только вот в прошлом году в новостях писали, что ЧувУпрДору выделили дополнительные штатные единицы для создания полноценного отдела по обслуживанию и эксплуатации комплексов. Правда судя по последним событиям из этих штатных единиц часть заняли друзья бывшего врио директора из бывшего ФСКН, а другая часть на премии ушла :-)
Ну тогда понятно зачем они конкурсы играют...
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Контора то у них не шарашкина... Вполне приличная организация с многолетним опытом работы в области видеонаблюдения и обслуживания по МВД-шной теме... Имеет достаточно хорошую материально-техническую базу. Владимир - это сын хозяина фирмы. Заниматься параллельно он может чем угодно, это не показатель...
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Контора то у них не шарашкина... Вполне приличная организация с многолетним опытом работы в области видеонаблюдения и обслуживания по МВД-шной теме... Имеет достаточно хорошую материально-техническую базу. Владимир - это сын хозяина фирмы. Заниматься параллельно он может чем угодно, это не показатель...
1. Владимир Ашанин это тот самый "программист" который и произвёл диверсию. 2. Он тот самый человек который назвал компанию "ИНСАЙТ" шарашкиной конторой на основании того что одним из направлений организации является торговля и строительство. При этом не замечая того что сам, в том числе занимается ровно тем же самым. 3. По поводу того что компания ИНСАЙТ ЯКОБЫ не справилась с обслуживание потоков... вы прекрасно знаете всю историю. Если забыли то могу напомнить. В том числе и в суде, для того что бы судья понимал, что это не случайность, а ССБМ не первый пострадавший. Только боюсь вам это баллов не прибавит. 4. Чисто по человечески мне Владимира искренне жаль, так как я понимаю что действовал он не по собственной инициативе.
Все моё ИМХО
Сообщение отредактировал Nobel - Feb 13 2017, 13:33
1. Владимир Ашанин это тот самый "программист" который и произвёл диверсию. 2. Он тот самый человек который назвал компанию "ИНСАЙТ" шарашкиной конторой на основании того что одним из направлений организации является торговля и строительство. При этом не замечая того что сам, в том числе занимается ровно тем же самым. 3. По поводу того что компания ИНСАЙТ ЯКОБЫ не справилась с обслуживание потоков... вы прекрасно знаете всю историю. Если забыли то могу напомнить. В том числе и в суде, для того что бы судья понимал, что это не случайность, а ССБМ не первый пострадавший. Только боюсь вам это баллов не прибавит. 4. Чисто по человечески мне Владимира искренне жаль, так как я понимаю что действовал он не по собственной инициативе.
Согласен по всем пунктам.
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
А бюджетные деньги истрачены в немалом кол-ве и никакого выхлопа от этого нет... И всем пофиг... Вообще я бы на месте заказчика подал в суд на фирму, которая выиграла конкурс, чтобы те выплатили неустойку. Они должны были: 1. Принимать каждую камеру по акту. 2. Программер принимающей стороны должен был тут же менять все пароли на доступ.
А если захотели бабла срубить по легкому - так и получили гранату...
--------------------
С утра садимся мы в телегу - Мы рады голову сломать. И, презирая лень и негу, кричим - "пошел, е... твою мать"
А бюджетные деньги истрачены в немалом кол-ве и никакого выхлопа от этого нет... И всем пофиг... Вообще я бы на месте заказчика подал в суд на фирму, которая выиграла конкурс, чтобы те выплатили неустойку. Они должны были: 1. Принимать каждую камеру по акту. 2. Программер принимающей стороны должен был тут же менять все пароли на доступ.
А если захотели бабла срубить по легкому - так и получили гранату...
Это уже обсуждалось. В прошлый раз точно так же пытались передать не рабочую систему. Мы не стали принимать. А ССБМ пошёл дальше, мало того что не принял так ещё и заявление накатал за диверсию. Ибо нельзя так пакостить.
Это уже обсуждалось. В прошлый раз точно так же пытались передать не рабочую систему. Мы не стали принимать. А ССБМ пошёл дальше, мало того что не принял так ещё и заявление накатал за диверсию. Ибо нельзя так пакостить.
И сколько дней до них доходило, что камеры уже несколько дней не работают?
Я конечно понимаю, что гуманитарии и прочие уважаемые люди вообще не шарят в теме, но хоть элементарные понятия иметь можно о предмете? Вы хапаете по любой цене предмет, в котором абсолютно не разбираетесь, лишь бы вам бабла отвалили. Потом рассуждаете, что камеры - та же хрень что и комп, стоит себе годами и работает. А когда к вам предъявляют претензии, что работы-то нет, а бабки получены, начинаете искать крайних. И конечно же находите - оказывается, в ваших проблемах виновата не полная ваше некомпетентность, а прежняя контора, у которой все работало. А вы не пробовали просто отработать полученные деньги?
Я конечно понимаю, что гуманитарии и прочие уважаемые люди вообще не шарят в теме, но хоть элементарные понятия иметь можно о предмете? Вы хапаете по любой цене предмет, в котором абсолютно не разбираетесь, лишь бы вам бабла отвалили. Потом рассуждаете, что камеры - та же хрень что и комп, стоит себе годами и работает. А когда к вам предъявляют претензии, что работы-то нет, а бабки получены, начинаете искать крайних. И конечно же находите - оказывается, в ваших проблемах виновата не полная ваше некомпетентность, а прежняя контора, у которой все работало. А вы не пробовали просто отработать полученные деньги?
Мне постоянно хочется узнать в какой сфере труда работают авторы подобных сообщений... Ответите или это секрет?
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05