Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
По идее, если изначально все делалось по нормальному, то при проектировании системы должен был быть составлен проектный документ, где расписывались бы все коммуникации, должна была быть составлена проектная документация, которая бы включала в себя в том числе все конфигурации. Это априори делается для сложных проектов. Обслуживающая организация перед участием в тендере хоть должна была навести справки о том, что она должна будет обслуживать. А тут получается подписались под котом в мешке. За все это время простоя можно было заново 1000 раз настроить, если есть компетентные сотрудники. А их, видимо, нет.
За проект тоже надо платить и не малые денежки, а Элкор бесплатно самостоятельно построил целую систему видеофиксации в республике в том числе и муляжную, и она функционировала, снижалась аварийность, пополнялся бюджет республики, а сейчас даже муляжная система должная обслуживаться с декабря спецами Чувашупрдора похе-рена, на Красной горке и Кирпичный завод с момента установке муляжей не было аварий , а сейчас?
За проект тоже надо платить и не малые денежки, а Элкор бесплатно самостоятельно построил целую систему видеофиксации в республике в том числе и муляжную, и она функционировала, снижалась аварийность, пополнялся бюджет республики, а сейчас даже муляжная система должная обслуживаться с декабря спецами Чувашупрдора похе-рена, на Красной горке и Кирпичный завод с момента установке муляжей не было аварий , а сейчас?
Ну вот мы и увидели истинное лицо и истинные порывы Элкора!!! Все сводится к тому, что жаба их душит!!! Я все прекрасно понимаю, но вести конкурентную борьбу грязными методами - это подло!
Да, кстати, Элкор не делал ничего бесплатно!!! За все работы были уплочены бюджетные деньги и не малые!!!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 20:56
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Заинтересованность Элкора очевидна. Доказать проблематично, нужно было делать вовремя и не гласно. Уйти от этого сложившегося бардака возможно. Все комплексы фотовидеофиксации находятся на балансе "Чувашупрдора", соответственно необходимо создать в структуре "Чувашупрдора" собственное подразделение по обслуживанию комплексов, провести необходимое обучение персонала у производителей комплексов, которые находятся на балансе, при закупке новых включать в техзадания обязательное требование по обучению сотрудников, возможность переподготовки при смене персонала. Элкор похоже является эксклюзивным представителем завода изготовителя одного из типов, имеющихся комплексов, с другими контрагентами завод не сотрудничает, не плохо они Чувашию нагнули Завод изготовитель имеет доступ к своим комплексам посредством доступа по публичным каналам связи, так же как и Элкор. Это нужно устранить. Информация, формируемая посредством комплексов, должна быть защищена от модификации, повреждения, уничтожения от места создания(комплекса) до точки ее обработки в ЦАФАП. Канал связи необходимо закупать оператора связи выделенный и защищенный методом шифрования ViPNet. Исключить какие либо стыки с публичными сетями. А пока бюджетные деньги отдаются на откуп нечистоплотным, неквалифицированным коммерческим структурам. Кадровая политика по руководству "Чувашупрдора" это "угар".
Элкор является сервисным центром всех типов комплексов в республике, и никому не мешает научится работать с данным оборудованием всем, только делать это нужно было до участия в аукционе. Обслуживание комплексов спецами Чувашупрдора никто не против, с нового года они этим и должны были заниматься, сейчас как раз идут там разборки они и покажут кто есть ху. А вот работа по защищенным каналам с ViPNet координаторами это еще раз повод развести республику на десятки милионов, ну хотя очем я говорю в дорожном фонде 5 млрд.
Ну вот мы и увидели истинное лицо и истинные порывы Элкора!!! Все сводится к тому, что жаба их душит!!! Я все прекрасно понимаю, но вести конкурентную борьбу грязными методами - это подло!
Да, кстати, Элкор не делал ничего бесплатно!!! За все работы были уплочены бюджетные деньги и не малые!!!
В отличии от Быкова мы все работы выполняли самостоятельно а не возили оборудование на ремонт всем подряд, или собирая одно из нескольких комплексов
В отличии от Быкова мы все работы выполняли самостоятельно а не возили оборудование на ремонт всем подряд, или собирая одно из нескольких комплексов
Это личное дело каждого исполнителя! И ни коем образом не влияет на качество работы в целом!!! За время нашего контракта не было никаких проблем с приемкой выполненных работ! Так что не лезьте туда, куда не стоит лезть в рамках обсуждения данной темы. Вы уверены, что хотите продолжить обсуждение этого, не имеющего к теме, вопроса??? Не боитесь, что много грязного белья выйдет наружу? Ваши хозяева Вам не простят этого...
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Ну так-то у вас больше всех постов в данной теме (как кстати и минусов).
Потому что многое из этой кухни я знаю не понаслышке... А на счет своего интересе сказал еще в самом начале. Никакого интереса нет. Просто считаю поступок Элкора подлым и проявляю свою гражданскую позицию по этому вопросу!!!
Минусят в основном диванные эксперты, которых я не жалую в своих сообщениях и которых поразвелось на форумах, как дерьма за баней... Кстати, не только в этой теме...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 21:47
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
За время нашего контракта не было никаких проблем с приемкой выполненных работ
и это было лет 5-6 назад. так давно, что вас никто и не помнит, то вы и как обслуживали. да и обслуживали ли вообще то, что сейчас на балансе у чувашупрдора а в теме любое бла-бла-бла сойдет
и это было лет 5-6 назад. так давно, что вас никто и не помнит, то вы и как обслуживали. да и обслуживали ли вообще то, что сейчас на балансе у чувашупрдора а в теме любое бла-бла-бла сойдет
Еще один... Какое отношение к данной теме имеет факт нашей работы в подобном проекте??? Зачем вы все это тут обсуждаете??? Закончились аргументы по существу обсуждаемого вопроса?
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Еще один... Какое отношение к данной теме имеет факт нашей работы в подобном проекте??? Зачем вы все это тут обсуждаете??? Закончились аргументы по существу обсуждаемого вопроса?
Естественно, никакого отношения к данной теме не имеет, да только практически все ваши посты только об этом. Ну и о том какой Элкор нехороший
Тогда вообще в системе ничего не надо понимать. Надо только уметь делать резервные копии и восстанавливать из них. Этому можно обучить любого за один день. То есть 4 миллиона в год или примерно 300 тыс. руб. в месяц или 10 тыс. руб. в день платят лишь за это умение.
прямо из расчета про про один только перекресток воробьевых/карла маркса Чебоксары. бюджет на компьютерную программу 2 млн в год, если не прав поправьте. 2 000 000 / 356 дней это 5400 в день, или 169 тыс руб в месяц. здесь -6% от налогов никак погоду не сделают. да за 2-3 тыс руб в день нахрен какой либо комплекс, 2 биоробота сами все сделают все фиксации без компьютера. нахрен никакой комплекс не нужен.
Сообщение отредактировал hodarkovckij - Feb 11 2017, 22:33
Естественно, никакого отношения к данной теме не имеет, да только практически все ваши посты только об этом. Ну и о том какой Элкор нехороший
Да что Вы такое говорите то??? Где это я во всех постах говорил об этом??? Не нужно нести чушь!!! Если я и говорил,то в самом начале обсуждения и исключительно для того, чтобы дать понять, что я знаю об этой теме не понаслышке по сравнению с диванными дрочилами, которые пытаются самоутвердиться и повысить свою самооценку посредством размещения постов в темах, в которых ничего не смыслят... Сразу на ум приходит цитата профессора Преображенского из произведения "Собачье сердце": Вы стоите на самой низкой ступени развития, […] Вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить… […] …вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества.
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
прямо из расчета про про один только перекресток воробьевых/карла маркса Чебоксары. бюджет на компьютерную программу 2 млн в год, если не прав поправьте. 2 000 000 / 356 дней это 5400 в день, или 169 тыс руб в месяц. здесь -6% от налогов никак погоду не сделают. да за 2-3 тыс руб в день нахрен какой либо комплекс, 2 биоробота сами все сделают все фиксации без компьютера. нахрен никакой комплекс не нужен.
Тогда вообще в системе ничего не надо понимать. Надо только уметь делать резервные копии и восстанавливать из них. Этому можно обучить любого за один день. То есть 4 миллиона в год или примерно 300 тыс. руб. в месяц или 10 тыс. руб. в день платят лишь за это умение.
Мне нравится, что в теме появляются люди, зрящие в корень!!! А ведь Вы очень близко подошли к сути этого контракта... Давайте вместе порассуждаем что мы имеем по этому поводу... В нормальных условиях исполнитель по контракту получает полностью настроенные работающие комплексы!!! Я не спорю, что этому предшествовала кропотливая работа организации, осуществлявшей пуско-наладку этих комплексов. Но к предмету конкурсов на обслуживания эта информация никакого значения не имеет!!! Ну так вот, имеем рабочие комплексы. Что может там случиться??? Да нихера там ничего серьезного не случится!!! Это же такой же комп, как у вас дома стоит! Что может случиться с вашим домашним компом, если он будет работать в штатном режиме без установки/удаления ненужного софта? Да ничего с ним не будет! И будет он работать годами, пока вы сами ему не поможете сломаться! Так же и тут! Тем не менее некоторые проблемы могут быть: 1. Проблема с питанием. Ну это вообще не проблема. Она решается наличием в штате электрика. В крайнем случае пригласить со стороны... 2. Проблема со связью, т.е. проблема с доставкой информации по каналам связи. Если эта проблема зафиксирована на самом комплексе, то решается достаточно быстро. Для этого не нужен супергений со знаниями сетевой архитектуры! Если это проблемы на магистрали, то это уже проблемы другого исполнителя, который так же по контракту обеспечивает каналами связи. 3. Выход из строя, например, жесткого диска. Проблема решается восстановлением резервной копии на новый диск. Я так понимаю, что особых знаний it тут не требуется. 4. Выход из строя периферийного оборудования. Открою вам секрет. Такой ремонт осуществляется полной заменой неработающего модуля. Никто и никогда не будет чинить, например вышедшую из строя камеру. Для замены одного модуля на другой не нужно обладать углубленными знаниями функционирования комплекса. 5. Замена вышедшей из строя материнки, проца и памяти решается аналогичной заменой на новый. И что мы имеем в сухом остатке? А имеем то, что для поддержания работоспособности комплекса в условиях естественной эксплуатации не требуются суперзнания этого комплекса. Как бы вы не старались это отвергать, но это так!!! А теперь вернемся к нашим баранам. Элкор проделал большую работу по пуско-наладке этих комплексов и ему никак не хочется, чтобы на плодах его труда кто то начал рубить легкие деньги... Лично я очень даже понимаю Элкор и мне самому на их месте было бы обидно... Но ведь это бизнес и тут совершенно другие правила... Т.о. у Элкора созревает план, как не допустить чужака к своей курице, несущей золотые яйца. Выход был найден гениальным! Правильно - диверсия с целью дискредитации нового исполнителя. Насколько я понимаю, один раз у них уже такое прокатило с предыдущим исполнителем по контракту обслуживания комплексов... Кто еще не видит в этой простой теме явной подлости??? Мотив Элкора налицо! Лично я против рассуждений об уровнях знаний участников конкурса. Я вам только, что продемонстрировал, что это не имеет никакого отношения к сути вопроса - диверсии!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 23:57
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05