Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
Если нет ничего сложно, то почему возникла эта ситуация?
Ничего сложно при естественных проблемах, возникающих в процессе эксплуатации комплекса. Преднамеренное переименование конфигов к этому не относится!!!
Цитата(Волшебник @ Feb 11 2017, 13:10)
2. При принятии системы новым исполнителем контракта принимающая сторона должна была проверить работоспособность системы. Если система не работает, то не принимать ее.
Кто должен бы проверить и как можно не принять??? А если комплекс не работает по естественной причине??? Значит не принимать его и никогда не сделать??? Согласитесь, глупо выглядит...
Цитата(Волшебник @ Feb 11 2017, 13:10)
А если жесткий диск полетит и систему придется заново с нуля поднимать? Что тогда должен будет делать исполнитель?
Для этого перед началом обслуживание делается резервная копия комплекса. А новый исполнитель был лишен такой возможности, т.к. система уже была выведена из строя... А диверсант пади сделал резервные копии со всех комплексов перед тем, как поднасрать...
Цитата(Волшебник @ Feb 11 2017, 13:10)
Возможно, производитель комплексов, чтобы поддерживать свое монопольное положение не выпускает нормальной документации. Нет документации, поддерживать систему смогут только его партнеры, которые за партнерство отчисляют ему деньги.
Совершенно в дырочку!!!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 13:32
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Какой то словесный пинг-понг терминами в описании судебного разбирательства... А по сути, пока не введут закон регулирующий участие в любых тендерах исключительно профильных организаций и запрет на передачу выигранных тенедеров в субподряд или же ограничение в определенных пропорциях, не будет качественного исполнения любых работ. з.ы.Что-то, в выходной, на фантастику потянуло
неужели поток такая сложная система в настройке? что вообще капец капец? или просто то того некомпетентные, что до взятия на обслуживание даже не готовят спецов заранее. там же делов то налавить связь (интернет), и один раз настроить камеры. при чем уже есть данные как все сделать удаленно. при бюджете в 4 млн руб сложно заплатить даже 100.000 руб одному специалисту, что бы все настроил удаленно? хотя бы 1 камеру настроил, а остальные по шаблону. дату же умеют смотреть на файле, значит не все потеряно
в том то и дело... дать 100тыс. Айтишнику...всегда жаба душит... думают типа дайте мне шаблон..я сам скопирую, вставить..делов то... у нас в республике..почти любой кто комп научился включать и мышкой тыкать..мнит себя как минимум системным администратором и богом конфигурирования серверов...
Для этого перед началом обслуживание делается резервная копия комплекса. А новый исполнитель был лишен такой возможности, т.к. система уже была выведена из строя... А диверсант пади сделал резервные копии со всех комплексов перед тем, как поднасрать...
Тогда вообще в системе ничего не надо понимать. Надо только уметь делать резервные копии и восстанавливать из них. Этому можно обучить любого за один день. То есть 4 миллиона в год или примерно 300 тыс. руб. в месяц или 10 тыс. руб. в день платят лишь за это умение.
Тогда надо эти конкурсы проводить по методу "закупка у единственного поставщика", потому, что производитель не намеревается производить обучение никого, кроме единственного партнера - Элкор. Соответственно никто другой не сможет участвовать в этом конкурсе. В таком случае эти конкурсы станут поводом для рассмотрения дел в УФАС.
Я еще раз повторяю: в обслуживании этих комплексов, а равно, как и комплексов фотофиксации нарушений скорости, нет ничего сложного!!! Именно поэтому в конкурсе может участвовать любой претендент, который сможет разобраться в компе с подключенной периферией. Ведь эти комплексы - ничто иное, как комп с виндой, периферией и соответствующим ПО. Вот только кое кому не надо совершать диверсий и вносить изменения в файловую структуру комплекса и тогда все будет нормально!!!
В итоге может получиться так, что обслуживать камеры начнут за "доширак" авось кто не знай как, и ответственности никто нести не будет.
Данная тема создана как со стороны правоохранительных органов происходит натуральный рейдерский захват подтверждения этому ниже, а Казаков со своим ССБМ играет роль подставной утки, его сольют рано или поздно, перемелют и косточек не останется, тем более у него нет в данном случае ни одного госконтракта без проблем, а это государственные денежки, за них придется отвечать: - следак при возбуждении дела так торопился что даже не удосужился уточнить у Чувашупрдора о наличии договорных отношений Элкора на обслуживание Потоков на 3 марта, - модификация файлов (т.е. изменение конфигурационных файлов) прописано в приложении к договорам «Перечень регламентных работ», т.е. изменение конфигов Элкор выполнял на основании договоров, тоже самое должен уметь и выполнять ССБМ, - в ходе допросов свидетелей следователь неоднократно говорил об Элкоре «Андрей Владимировичу (кипятку) господин Страхов о Элкоре неправильно преподнес информацию» и что Страхов ему постояно названивает, - ССБМ непросто так появился в Чувашупрдоре в подрядчика, у него были хорошие отношения с зам.директора Алексеевым, и после увольнения Прусакова по контракту обслуживания Потоков СБМ начали производить оплаты за неисправные Потоки, - следователь в нарушение всех процессуальных норм обвиняет Ашанина ВИ на основании логов якобы изъятых у Казакова (заинтересованное лицо), хотя ему никто не запрещал провести данные действия на законных основаниях туже выемку и экспертизу как Потоков, так и состоянии связи, специально затянув следствие , т.к. у связистов информация хранится полгода , -заказчика Чувашупрдор признают потерпевшим только 18 ноября, а до этого периода на основании «Постановления о признании потерпевшим», от 29.03.16 потерпевший ООО «ССБМ» в лице Казакова законный пользователь а на основании какого закона? - также в постановлении указывается о блокировании доступа к АПК «Поток-ПДД», а также «происходило ограничение и закрытие и доступа» к АПК и предоставляемым ею информационным ресурсам, вот господа технари и юристы переведите пожалуйста на русский. Продолжение следует:
ССБМ не просто так появилось на горизонте, кроме Потоков они обслуживали Арены, им там никто не мешал однако и там по контракту косяков дофига, но на них глаза все закрыли
Опять разговор о конфигах, а по контракту кроме конфигов исполнитель Казаков что то еще выполнял?
Именно это является предметом судебного разбирательства!!! Именно об это тема!!! А Ваша задача - увести обсуждение от сути вопроса в строну любым способом... Вот Вы и запариваете нам могз какими то сказками о крутости Элкора и некомпетентности все остальных... И люди ведутся на это, забывая в чем суть вопроса...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 20:26
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Именно это является предметом судебного разбирательства!!! Именно об это тема!!! А Ваша задача - увести обсуждение от сути вопроса в строну любым способом... Вот Вы и запариваете нам могз какими то сказками о крутости Элкора и некомпетентности все остальных... И люди ведутся на это, забывая в чем суть вопроса...
Извините если вы читали материал, то тема судебного разбора в "незаконном доступе"
Именно это является предметом судебного разбирательства!!! Именно об это тема!!! А Ваша задача - увести обсуждение от сути вопроса в строну любым способом... Вот Вы и запариваете нам могз какими то сказками о крутости Элкора и некомпетентности все остальных... И люди ведутся на это, забывая в чем суть вопроса...
вы в этой теме больше всех напрягаетесь увести тему в свою сторону. у вас явная заинтересованность.