Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
За год до этого Элклор,прокатил по этой же схеме Фирму Инсайт! По итогу Инсайт, подписал доп.соглашение и контракты расторгли, а вскоре Элкор все восстановило! Эта же история повторилось с ССБМ, но ... их раскусили! А по поводу опытных людей скажу так, все стрелки упали на Ашанина потому что у них в элкоре кучу народу работает, и никто с компьютером не дружит, единственный Ашанин опытный пользователь!
Современная аппаратура, как правило, требует сервисного сопровождения либо самой фирмой-изготовителем, либо уполномоченной фирмой.
Тогда какого хрена конкурс разыгрывают??? Думаете Вы один такой умный и все знаете??? Нет там ничо сложного. Главное, чтобы палки в колеса не ставили!!!
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Если всё по нормальному делать, то договариваешься с производителем мол товарищи, проходим у вас обучение месяцок, вы на обслуживании пока посидите. пока учимся. в деньгах не обидем.
Еще один диванный эксперт, который даже не удосужился перечитать тему с самого начала... Для тех, кто на бронепоезде, повторяю: производитель ни с кем не планирует договариваться. Они вместе с официальным партнером сидят на теме и пилят бюджетное бабло из конкурса в конкурс!!!
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Я обращаюсь к вам - диванные эксперты!!! Вы все тут блин такие умные... А по факту знаний большинства из вас достаточно только, чтобы винду переустанавливать при самой малейшей проблеме... При чем переустанавливают с готовой сборки с набором программ... При таком подходе вы даже и не представляете, что работу всей системы можно наладить или сломать один из файлом конфига. Сколько мне таких умников встречается по работе... И все, блин, спецы охеренные... Переустановят винду заказчику и пох на то, что там было еще много различного софта... Зачем обсуждать уровень знаний других? Посмотрите на себя! Тут ведь вопрос не в том, у кого из участников конкурса было достаточно знаний... вопрос в том, что по предварительной версии предыдущий исполнитель вывел из строя систему по окончании контракта. Тем самым хотел дискредитировать нового исполнителя в глазах заказчика! Именно в этом заключается суть рассматриваемого дела! Ваших мозгов хватает, чтобы это понять??? А тем умникам, которые считают, что новый исполнитель должен был во всем разбираться, я хочу напомнить, что предыдущий исполнитель - Элкор получил для работы по предыдущим контрактам полностью работающую систему без всяких переименованных конфигов!!! И случись с ним такая же проблема, то сразу обратился бы к производителю. Это сейчас они харахорятся, что типа все занем как работает... Уж я то знаю как проблемно осуществлялась пуско-наладка этих комплексов. Там большая часть работы делалась при непосредственном участии производителя!!!
И еще хотелось бы напомнить, что контракт подразумевает поддержание работоспособности комплекса, а не устранение последствий диверсии прежнего исполнителя контракта!!! В естественных условиях работы файлы конфига сами по себе не переименовываются...
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 00:24
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Казаков ответил утвердительно, а также сослался на свое высшее техническое образование (закончил ЧГУ по специальности “автоматизация и управление технических систем”).
Ну это смотря как учился... Сейчас ведь такие раздолбаи попадаются... Был как то случай. Мне на работу требовался техник с базовыми знаниями автоэлектрики. Приходит на собеседование чел. Закончил электромеханический колледж. Спрашиваю, можешь ли ты пользоваться мультиметром. Говорит, что да. Даю ему мультиметр и АКБ 6-и вольтовый от ИБП. Прошу продемонстрировать знания в замере напряжения. И тут я выпал в осадок. Чел назвал то ли 600 В то ли 6000 В. Сейчас точно не вспомню, но это был трындец... За то винду переустановить - все, блин, мастера!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 01:37
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
А тем умникам, которые считают, что новый исполнитель должен был во всем разбираться, я хочу напомнить, что предыдущий исполнитель - Элкор получил для работы по предыдущим контрактам полностью работающую систему без всяких переименованных конфигов!!! И случись с ним такая же проблема, то сразу обратился бы к производителю. Это сейчас они харахорятся, что типа все занем как работает... Уж я то знаю как проблемно осуществлялась пуско-наладка этих комплексов. Там большая часть работы делалась при непосредственном участии производителя!!!
Да ничего вы не знаете, как и что там с пуско-наладкой было, все ваши домыслы и предположения. Понятно, у вас личный интерес ко всему, возможно какие-то обиды, не знаю. От кого Элкор получил работающее оборудование? От вас что ли или еще от какой фирмы? Не смешите. Все с нуля настраивали, методом проб и ошибок. И в конце концов все заработало, и работало без проблем. А вот некоторые исполнители не смогли, получив исправные комплексы, поддерживать их работоспособность, плохому танцору и пол мешает, вот и начали валить свои косяки на прежних.
Такой проблемы бы не было, если бы в контракте присутствовал пункт об обязательном обучении специалистов исполнителя перед тем, как начать обслуживать оборудование. Проще говоря, необходимо требовать у исполнителя наличия у специалистов сертификата об обучении у производителя оборудования или интегратора данного технического решения. А то получается выиграли тендер, понадеялись что все будет и так само работать. Пробовали на одних "верхом прокатиться", не получилось, затем хотели чтобы им провайдер и связь и работоспособность камер восстановил, и все равно им, что связность сети была организована, картинку им подавай!
Понятно, у вас личный интерес ко всему, возможно какие-то обиды, не знаю.
Ну так вначале узнайте, а потом предъявляйте!
Цитата(vikky13 @ Feb 11 2017, 01:47)
От кого Элкор получил работающее оборудование? От вас что ли или еще от какой фирмы?
Вы в своем уме или притворяетесь??? Неужели Вы будете отрицать тот факт, что комплексы пришли от производителя с правильными именами файлов конфигов??? Или производитель тоже решил подшутить и переименовал файлы?
Цитата(vikky13 @ Feb 11 2017, 01:47)
Все с нуля настраивали, методом проб и ошибок. И в конце концов все заработало, и работало без проблем.
Ктож спорит то??? Процесс настройки с правильными именами конфигов в корне отличается от процесса настройки системы с переименованными файлами! Уж это то надеюсь не будете отрицать! Т.е. Элкору можно было настраивать методом проб и ошибок, а другим нельзя, сразу в непрофессионализме обвиняете??? Значит Элкор тоже при первом знакомстве с комплексом был ни в зуб ногой!!!
Цитата(vikky13 @ Feb 11 2017, 01:47)
А вот некоторые исполнители не смогли, получив исправные комплексы...
А это решать не нам с Вами. Это решит суд насколько комплексы были исправными!!!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 02:11
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Такой проблемы бы не было, если бы в контракте присутствовал пункт об обязательном обучении специалистов исполнителя перед тем, как начать обслуживать оборудование. Проще говоря, необходимо требовать у исполнителя наличия у специалистов сертификата об обучении у производителя оборудования или интегратора данного технического решения. А то получается выиграли тендер, понадеялись что все будет и так само работать. Пробовали на одних "верхом прокатиться", не получилось, затем хотели чтобы им провайдер и связь и работоспособность камер восстановил, и все равно им, что связность сети была организована, картинку им подавай!
Тогда надо эти конкурсы проводить по методу "закупка у единственного поставщика", потому, что производитель не намеревается производить обучение никого, кроме единственного партнера - Элкор. Соответственно никто другой не сможет участвовать в этом конкурсе. В таком случае эти конкурсы станут поводом для рассмотрения дел в УФАС.
Я еще раз повторяю: в обслуживании этих комплексов, а равно, как и комплексов фотофиксации нарушений скорости, нет ничего сложного!!! Именно поэтому в конкурсе может участвовать любой претендент, который сможет разобраться в компе с подключенной периферией. Ведь эти комплексы - ничто иное, как комп с виндой, периферией и соответствующим ПО. Вот только кое кому не надо совершать диверсий и вносить изменения в файловую структуру комплекса и тогда все будет нормально!!!
Сообщение отредактировал SSN - Feb 11 2017, 02:26
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05