Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
А кухню я знаю лишь потому, что несколько лет тому назад наша фирма занималась обслуживанием средств видеофиксации скорости (Арены, Визиры и т.п.) А догадываетесь, кто до нас это все обслуживал? Правильно, Элкор! Мы тогда тоже не мало натерпелись... Но до такой низости тогда не доходило...
Суд конечно разберётся во всех перипетиях этого мутного процесса.Но этот процесс высвечивает другие интересные моменты (назовём их предположения) 1. Просматривается междуусобная борьба двух коммерческих структур за право "подсесть" на бюджет. Причём борьба не 1 на 1, а 1 против трёх. 2. ССБМ не простая фирма, а имеющая очень хорошие связи и поддержку со стороны ЦАФ АП и Чувашупрдор (странноватая любовь). Иначе чем объяснить, что с фирмой ССБМ как с победителем конкурса подписывают 17 марта контракт, а в конце марта она обращается на завод -изготовитель с просьбой обучить их специалистов грамотно обслуживать комплексы. Т.е. парни были не в теме и пошли на конкурс. Без поддержки такого не делается. Некомпетентность подтверждается и проверкой Минфина, который установил факт неисполнения контракта со стороны ССБМ. Но за не работу длительное время 70% Потоков они отделываются штрафом в 200 тыс. руб. И никакого расторжения контракта и уголовного преследования. Без поддержки Чувашупрдора это не возможно.Мало того, в 2017 году данная фирма ССБМ продолжает обслуживать комплексы, но уже по прямым договорам! Странноватая любовь Чувашупрдора к данной фирме, не правда ли? 3. ССБМ подало заявление на возбуждение уголовного дела против Элкора, которое якобы изменило конфигурацию файлов и несанкционированный вход в систему во время исполнения ими контракта, хотя изменение конфигурации при наличии знаний и понимания устраняется на один день или называется причина проблем и через заказчика требуется устранить неисправность предыдущим подрядчиком. Но этого не было сделано, всё дошло до суда. Кто то очень хочет свести счёты с Элкором руками ССБМ, оставаясь при этом в тени.4. Абсолютно непонятна в этой истории роль Чувашупрдора. С одной стороны они не имели претензий к Элкору на предмет работоспособности оборудования на дату 05.03.2016. С другой стороны где акт приёма оборудования у одних (Элкор) и передача оборудования другим (ССБМ) ?Не плохо бы попросить суд сделать соответствующий запрос. 5. Штат Чувашавтодору в части видеофиксации увеличен до 50(!!!) человек с одной лишь целью - делать всё самим (кроме оборудования). Но этого не происходит !!! Продолжаются преспокойно тратится бюджетные деньги как на обслуживание комплексов, так и на содержание аппарата Чувашупрдора, который непонятно чем занимается. А это уже вопрос к к Минфину. 6. Идёт замалчивание информации о текущей ситуации с исполнением контрактов. На перекрёстке К.Вороьёвых - К. Маркса работы должны были завершиться 02.12.2016, включая тесты(!), а фактически завершены с опозданием на полтора месяца, хотя деньги оплачены за 100% работы в 2016 году. Аналогичная ситуация с переносом 16 Арен. Я уже не говорю о том, что эти работы обязан был делать сам Чувашупрдор, а не тратить бюджетные деньги. А с закупкой оборудования в конце 2016 года вообще мутная история. Стартовая цена была 32 млн, а завод продал за 20, т.е. на 70% дешевле. Налицо попытка срубить порядка 12 лямов (покупаешь у завода оборудование за 20, а продаёшь за 32). Но никто на эти "мелочи" не обращает внимание. Зато по поводу изменения конфигурации файлов целое уголовное дело. Вот такие мысли на ночь глядя.
странно... 40 секунд и нашлись инструкции к "потоку-пдд"... на сайте производителя...
Это поддержка, так называемого, первого уровня. Она предназначена для пуско-наладки комплекса специалистами соответствующего уровня и не подразумевает знания до уровня имен файлов и их назначения! Техническое обслуживание, которое разыгрывалось на конкурсе, подразумевает как раз такой уровень знаний исполнителя. Этих знаний должно быть достаточно для настройки в процессе эксплуатации работающего комплекса! Т.е. поддержание его работоспособности! Однако изменения произведены на другом уровне знаний комплекса... Конечно можно усираться и утверждать о не компетентности нового подрядчика. Но ведь в естественных условиях эксплуатации комплекса ситуации с подменой имени файлов не возникает и поэтому исполнителю не требовался это уровень знаний!!! На это и был расчет при подмене имени файла!
Сообщение отредактировал SSN - Jan 31 2017, 07:36
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
1. Просматривается междуусобная борьба двух коммерческих структур за право "подсесть" на бюджет.
Вполне нормальное желание в условиях экономической ситуации в стране. Пусть первым в меня кинет камнем предприниматель, который бы не хотел так же подсесть!!! "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
2. ССБМ не простая фирма, а имеющая очень хорошие связи и поддержку со стороны ЦАФ АП и Чувашупрдор (странноватая любовь). Иначе чем объяснить, что с фирмой ССБМ как с победителем конкурса подписывают 17 марта контракт, а в конце марта она обращается на завод-изготовитель с просьбой обучить их специалистов грамотно обслуживать комплексы. Т.е. парни были не в теме и пошли на конкурс. Без поддержки такого не делается.
Вы неверное очень далеки от реалий!!! Сейчас такое делается сплошь и рядом!!! И никакой поддержки со стороны заказчика тут не требуется... А то, что пошли на конкурс и не побоялись трудностей, тут я их полностью поддерживаю!!! А себя ругаю за то, что в свое время не ввязался в эту тему, испугавшись отказа завода-изготовителя... Хотя у нас за плечами уже был большой опыт работы с комплексами фотофиксации...
Цитата(Aspirant @ Jan 31 2017, 00:49)
3. Кто то очень хочет свести счёты с Элкором руками ССБМ, оставаясь при этом в тени.
Да ладно Вам... Кому и зачем это нужно??? Элкор давно сидит на этой теме и если кому то стало интересно занять их теплое место, то это должен быть мощный противник. Кто бы это мог быть...
Цитата(Aspirant @ Jan 31 2017, 00:49)
5. Штат Чувашавтодору в части видеофиксации увеличен до 50(!!!) человек с одной лишь целью - делать всё самим (кроме оборудования). Но этого не происходит !!! Продолжаются преспокойно тратится бюджетные деньги как на обслуживание комплексов, так и на содержание аппарата Чувашупрдора, который непонятно чем занимается.
Этож Россия, детка!
Сообщение отредактировал SSN - Jan 31 2017, 08:19
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Тут нет ничо интересного... Обычная конкурентная борьба с использованием грязных методов...
Суть не в борьбе ССБМ и Элкора, а том, что мне совершенно ясно: 1. За ежедневным функционированием системы никто не следит. 2. Ответственности не несет. 3. Прозрачности в работе системы тоже нет, в принципе программистам ССБМ никто не мешает вставить фильтры на "белые списки номеров" которые будет игнорировать Поток, поскольку мало кто из руководства гуманитариев понимает как функционирует система, это вообще ИМХО полная дискредитация самой идеи установки камер, для профилактики правонарушений, зачем деньги бюджетные тратить зря.