Чебоксарского программиста обвиняют во взломе фоторадаров системы «Умный перекрёсток»
С 3 марта 2016 года и на протяжении длительного времени в Чувашии фоторадары из системы «Поток-ПДД» перестали фиксировать нарушения.
По версии следствия, тому виной стала «диверсия» молодого технаря из подрядной организации. По мнению защиты, причины могут быть куда тривиальнее: некомпетентность нового подрядчика и срыв сроков заключения контрактов с провайдером. Автопортал ZaRulem.ws побывал на первом судебном заседании запутанного дела.
Показать ещё
Эта история началась ещё в 2015 году, когда Чувашское управление автодорог после своей реорганизации объявило аукцион на обслуживание 50 стационарных камер системы «Поток-ПДД».
Тогда тот конкурс на обслуживание радаров выиграла компания «Инсайт», предложившая на аукционе самую низкую цену. Однако уже через короткое время чуть ли не все радары вышли из строя (у компании отсутствовал опыт в этом деле), после чего контракт с «Инсайтом» расторгли.
Затем Чувашупрдор сразу обратился к местному представителю компании-производителя этих камер – «Элкору»; после заключения договора за короткий срок тот восстановил работу большинства камер.
До 5 марта 2016 года за камерами на дорогах в Чувашии присматривала организация «Элкор» в рамках краткосрочного договора с Чувашупрдором. По итогам нового конкурса подрядчиком стала организация «ССБМ», с которой 17 мартазаключили многомиллионный контракт. При этом 12 дней камеры были ничейными.
По словам руководителя «Элкора», на следующий день после заключения договора, 18 марта, директор «ССБМ» предложил им субподряд, но они, услышав условия (минус 5% от стоимости заключенного контракта плюс обучение персонала «ССБМ») вежливо отказались.
24 марта руководитель «ССБМ» написал заявление в полицию и обвинил предыдущего подрядчика во взломе. В качестве доказательства он прикрепил скрины со своего компьютера с указанием айпи-адреса и даты обновления файла настроек фоторадаров от 3 марта 2016 (окно со свойствами стандартного проводника). Сразу же после этого сотрудники МВД по Чувашии провели выемку в центре фотофиксаций ГИБДД по Чувашии, в ходе которой установили, что фоторадары передают только чёрный экран.
29 марта уголовное дело возбудили по части 3 статьи 272 УК РФ (встречается очень редко): неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование и модификацию информации, совершенный с использованием служебного положения; максимальное наказание до 5 лет лишения свободы.
Посмотреть фото
Обвинение программисту предъявили только в конце 2016-го, до этого он проходил свидетелем. По версии следствия, 25-летний программист «Элкора» Владимир Ашанин решил дискредитировать нового подрядчика; с помощью программы удалённого доступа TeamViever он подключился к камерам на 17 участках дорог и изменил файл с настройками «ViolationSettings.xml», приписав к названию цифру «1».
Молодой человек вину отрицает: ничего противоправного он не совершал и камеры из строя не выводил. Защита настаивает на том, что состава преступления по этой статье нет: 3 марта обслуживание камер выполнял «Элкор», и ни о каком неправомерном доступе речи быть не может.
К концу 2015 года Чувашское управление дорог должно было объявить аукционы на годовое техобслуживание камер, а также на передачу данных в центр автофиксации нарушений ГИБДД, но этого не произошло. Возможно, Чувашупрдор продолжало лихорадить после недавней реорганизации, и в качестве временной меры они заключили ещё несколько договоров с «Элкором» на техобслугу и с «ВИП-технологиями» в качестве провайдера. Эти договоры действовали до начала марта.
В середине февраля 2016 были объявлены два аукциона: 6 млн за облуживание камер «Потока» и ещё 6 млн за «Арены».
В час икс за короткое время начальную стоимость обслуживания «Умных перекрёстков» уронили с 6 млн до 4,1 млн рублей (на 31%), а по «Аренам» с 6 млн до 2,9 млн (на 51%). Победителем признали компанию «ССБМ», предложившую самую низкую стоимость.
На судебном заседании представитель Чувашупрдора (потерпевшими их признали только в ноябре, в отличие от «ССБМ») заявил присутствующим, что их организации обвиняемый Ашанин (программист «Элкора») никакого ущерба не причинял, а за нерабочие фоторадары в 2016 году они на один миллион рублей оштрафовали подрядную организацию «ССБМ».
«То, что до уголовного дела дошло, меня вообще удивило: бодались бы в арбитраже, прошу прощения», – заявил суду ведущий инженер Чувашупрдора.
…«ССБМ» выиграл этот контракт, снизив цену более чем на 25% (прим.: на 31%). При этом «ССБМ», если объективно сказать, в этой сфере не специалисты: они, по-моему, мост через Суру оснащали видеокамерами. Торги проходили в рамках 44-го федерального закона, и, по сути, торговаться и снижать цену дальше «Элкору» никто не мешал.
Когда же ведущего инженера Чувашупрдора попросили прояснить ряд технических деталей, он заявил, что он гуманитарий, и попросил пригласить специалистов.
Следующим показания дал директор «Элкора» Игорь Ашанин (отец подсудимого). По его словам, причиной того, что перестали поступать штрафы, был вовсе не сбой: к 3 марта вышел срок договора с провайдером, и именно поэтому перестала приходить «картинка».
До 3 марта 2016 в рамках краткосрочного договора передачей данных с фоторадаров в ЦАФ ГИБДД по Чувашии занималась организация «ВИП-технологии». Контракт с новым подрядчиком из Екатеринбурга «Контакт ТК» был заключен как раз 3 марта, и поэтому руководство «ВИП-технологий» приняло решение отключить своё оборудование.
Ашанин-старший подчеркнул, что неправомерного доступа не было, так как 3 марта они работали в рамках договорных отношений с Чувашупрдором и им было необходимо поддерживать камеры в рабочем состоянии. И при этом у Чувашупрдора по сегодняшний день никаких претензий к «Элкору» нет.
Сотрудник Чувашупрдора, занимавшийся мониторингом камер, рассказал, что не может вспомнить, когда перестали поступать данные с фоторадаров. По его мнению, комплекс «Поток-ПДД» должен фиксировать нарушения каждый день и, если совсем нет нарушений, значит, что-то не в порядке.
«А может, все по правилам ездят? Что, нельзя так в нашей стране, чтобы все правила соблюдали?» – внезапно уточнил судья. Специалист Чувашупрдора на этот вопрос не ответил.
Он тоже был не в курсе, в чём именно заключалось изменение файлов конфигурации, но придерживался мнения, что если в конфигурациях «одну запятую убрать», комплекс может перестать работать.
Посмотреть фото
Что конкретно случилось с файлом настройки радаров, пояснил начальник отделения техобслуживания и программного обеспечения ЦАФАП ГИБДД Сергей Баранов:в названии того самого файла ViolationSettings.xml появилась «1». Позднее, когда связь восстановили, одна из камер (в Алатыре) заработала. И в файле конфигураций этой камеры единички не было. Поэтому он считает, что причиной нерабочего состояния камер стало именно изменение файла конфигурации.
То, что связь с камерами пропала, в ГИБДД заметили практически сразу благодаря системе, отображающей работу камер в реальном времени. Собрали комиссию, вместе с которой они подошли к серверному оборудованию, где им показали, что всё «пингуется», то есть передача данных из точки «А» в точку «Б» идет.
Представитель «Элкора» в ответ заявил, что это ничего не значит и не является доказательством.
Конкретных дат, когда собиралась комиссия и когда появилась связь, Баранов не назвал. На вопрос, когда заработали камеры, он ответить тоже не смог – лишь пояснил, что камеры восстанавливали поэтапно.
Летом 2016 года Минфин Чувашии провёл внеплановую проверку, в рамках которой установил, что 19 из 50 стационарных комплексов не фиксируют нарушения правил дорожного движения.
В итоге компанию «ССБМ» оштрафовали на 205 тысяч рублей.
По словам другого сотрудника центра автофиксации, старшего инженера, восстановить работу первого из вышедших из строя комплексов фиксации удалось лишь в апреле.
О повреждении файлов конфигурации он узнал от своего начальника Баранова; на вопрос прокурора, может ли это быть связано с отключением связи, он затруднился ответить.
Тогда судье пришлось напомнить ему его показания, которые он дал в ходе следствия:после того как установили, что связи нет, было проведено пингование – удаленно проверили доступность сетевого оборудования, и оно было доступно. Значит, причина неисправности была не в отсутствии связи, – утверждал он тогда. После этого старший инженер ЦАФ подтвердил показания: «пингование было, пинг проходил» (прим.: ответ от сервера и/или фоторадара).
Позицию главного потерпевшего этой истории – руководителя «ССБМ» – узнать не удалось из-за его неявки на столь важное для них заседание.
В любом случае точку в этом деле поставит суд, но неизвестно, насколько всё будет справедливо. Отметим, что в обвинительном заключении значится только «неправомерный доступ», ущерб от которого никто так и не взялся оценить.
3 февраля состоится следующее заседание, на которое планируют обеспечить явку потерпевшего и с другой стороны – пригласить экспертов и технических специалистов концерна «Росси» (производителя аппаратно-программного комплекса «Поток-ПДД»).
Был ли на самом деле взлом, а вместе с ним ущерб, или это просто сведение счётов и устранение конкурента?
Вы на свою то башку обратите внимание!!! Я то тут при чем??? Я чтоль принимал объект??? А по факту могу сказать, что я предполагал, что исход данной закупки будет печальным... Я со своей конторой пытался влезть в эти злополучные "умные перекрестки". Обратились к производителю, нам сказали не лезьте туда, там и так еле еле все работает... Никакой поддержки вам не дадим... Получается монополия, а закупка - всего лишь галочка для Закона!!!
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Все спорят о каком то изменении конфигурационных файлов, а были ли не были изменены могут ответить только эксперты, а все будто бы не слышат связи то не было сменился подрядчик, а новый за один день ну никак не оборудует 50 точек по всему региону не выполнит, без связи как будет комплекс работать, кто и как на него зайти, если только стремянку поставить.
Да тут тоже не понятки, связи нет, а черные экраны с камер как то доходят. Там какая то черная дыра из гуманитариев.
Сообщение отредактировал Skite - Jan 30 2017, 16:34
Вы на свою то башку обратите внимание!!! Я то тут при чем??? Я чтоль принимал объект??? А по факту могу сказать, что я предполагал, что исход данной закупки будет печальным... Я со своей конторой пытался влезть в эти злополучные "умные перекрестки". Обратились к производителю, нам сказали не лезьте туда, там и так еле еле все работает... Никакой поддержки вам не дадим... Получается монополия, а закупка - всего лишь галочка для Закона!!!
лишний раз продемонстрировали, что у вас что-то не очень с правоведением... С какого перепуга производитель Вам должен какую-то поддержку "дать"? Вы покупали у него что-то ? У производителя был контракт с покупателем, он если что-то и должен - то только то, что предусмотрено контрактом - и именно тому лицу, с кем заключен контракт.
Т.е. Вы предполагаете, что имея мануал на руках, можно было сразу разобраться в том, что имя конфига изменено??? Это сейчас легко об этом рассуждать... А будь Вы на месте исполнителя, то наверное Вам даже в голову бы не пришло, что нужно копать в сторону поиска измененных имен файлов!!! Там ведь не только один этот файл во всей системе!!!
Гуманитарий фиг разберется, у них глаза квадратные становятся от технических терминов. Технарь разберется быстро. Будь я на месте исполнителя, я бы принял объект правильно, потом бы сменил пароли, проверил бы контракты с провайдером, и следил бы за объектами. Если информация не приходит, то разобрался бы в причине согласно документации. Писали выше 10 раз.
Сообщение отредактировал Skite - Jan 30 2017, 16:32
лишний раз продемонстрировали, что у вас что-то не очень с правоведением... С какого перепуга производитель Вам должен какую-то поддержку "дать"? Вы покупали у него что-то ? У производителя был контракт с покупателем, он если что-то и должен - то только то, что предусмотрено контрактом - и именно тому лицу, с кем заключен контракт.
О каком контракте Вы говорите???
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Сопливых вовремя целуют, Потоки на Гагарина-Энгельса надо было изучать в 2011 г, их никто настраивать в чебах не хотел больше полугода, а вы се думаете кнопку нажал и всему научися.
О контракте, по которому были поставлены программные комплексы Поток и т.п., естественно.
Поставлены они были по одному контракту, а обслуживаются по другому!!! Именно контракт на очередное обслуживание каждый раз разыгрывается на торгах!!! И работать в этой области можно!!! Трудно без поддержки производителя, но можно... Главное, чтобы палки в колеса не ставили!!!
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Сопливых вовремя целуют, Потоки на Гагарина-Энгельса надо было изучать в 2011 г, их никто настраивать в чебах не хотел больше полугода, а вы се думаете кнопку нажал и всему научися.
Фигасе! А мне то Вы зачем это говорите??? Из какого моего сообщения Вы высосали, что я утверждал что можно научиться, нажав кнопку???
Я прочитал все ваши сообщения и понял, что Вы представляете интересы Элкора!!! Или Вы - непосредственный работник Элкора???
В таком случае мы с Вами прекрасно знаем всю эту кухню!!! Я не имею ввиду конкретно этот случай... Лично у меня нет никаких претензий ни к Ашанину, ни к Казакову. Я никого не обвиняю и не защищаю... Вы сами разберетесь... Просто ситуация очень смахивает на грязную конкуренцию...
Сообщение отредактировал SSN - Jan 30 2017, 17:14
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
Поставлены они были по одному контракту, а обслуживаются по другому!!! Именно контракт на очередное обслуживание каждый раз разыгрывается на торгах!!! И работать в этой области можно!!! Трудно без поддержки производителя, но можно... Главное, чтобы палки в колеса не ставили!!!
Ну так работайте. Только на производителя, который перед вами никаких обязательств не имеет, не ссылайтесь Но своими "слезами" , что "предыдущий все испортил", "производитель поддержки не дает" - вы наводите на мысль, что имеете непосредственное отношение к ССБМ, которое отсутствие технических компетенций решило "по-пацански разрулить".
Сообщение отредактировал samson2 - Jan 30 2017, 17:23
Ну так работайте. Только на произволителя, который перед вами никаких обязательств не имеет, не ссылайтесь Но своими "слезами" , что "предыдущий все испортил", "производитель поддержки не дает" - вы наводите на мысль, что имеете непосредственное отношение к ССБМ, которое отсутсвие технических компетенций решило "по-пацански разрулить".
А где я сказал, что производитель обязан оказывать техническую поддержку фирме, не являющейся его партнером??? Я как раз и говорю, что поддержку они не дают целенаправленно, защищая тем самым свои инвестиции и инвестиции своего партнера!!!
Я не имею никакого отношения ни к Элкору, ни к ССБМ. Хотя знаю их лично. Я всего лишь в очередной раз утверждаю, что дело попахивает грязной конкуренцией...
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05
А где я сказал, что производитель обязан оказывать техническую поддержку фирме, не являющейся его партнером??? Я как раз и говорю, что поддержку они не дают целенаправленно, защищая тем самым свои инвестиции и инвестиции своего партнера!!!
Я не имею никакого отношения ни к Элкору, ни к ССБМ. Хотя знаю их лично. Я всего лишь в очередной раз утверждаю, что дело попахивает грязной конкуренцией...
вы или крестик снимите, или трусы наденьте. Или "Производитель не обязан оказывать техническую поддержку посторонним лицам", или "поддержку они не дают целенаправленно, защищая тем самым свои инвестиции и инвестиции своего партнера!!!"
а вообще, тем, кто хоть мало-мальски понимает в ИТ- очевидно, что реальная тех. поддержка (а не а-ля - "перезагрузите роутер") стоит денег, и поэтому оказывается только тем, кто за нее платит.
вы или крестик снимите, или трусы наденьте. Или "Производитель не обязан оказывать техническую поддержку посторонним лицам", или "поддержку они не дают целенаправленно, защищая тем самым свои инвестиции и инвестиции своего партнера!!!"
а вообще, тем, кто хоть мало-мальски понимает в ИТ- очевидно, что реальная тех. поддержка (а не а-ля - "перезагрузите роутер") стоит денег, и поэтому оказывается только тем, кто за нее платит.
Вы сами то свои трусы снимите с головы!!! Как производитель пожелает, так он и мотивирует свой отказ!!! Разве сейчас спор о мотивации производителя в отказе технической поддержки??? Вам то откуда знать как он мотивирует свой отказ??? Вы имеете какое нибудь отношение к конкретному обсуждаемому случаю??? Утверждаете, как будто являетесь этим производителем!!! Или Вам поболтать не о чем, сидите тут и тролите ни о чем...
Вопрос то другой обсуждаем!!! Кстати, а с чего Вы взяли, что кто то хотел получить техническую поддержку бесплатно??? Сами домыслили или обладаете достоверной информацией на этот счет???
--------------------
ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта, контроль топлива Тел.: 67-48-05