Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
При том что вся эта ОООшка ЕТК обходится бюджету намного дороже (маржа, терминалы), тарифы через шараш-контору сделали ниже чем наличными)
Карта Тройка в москве - как понимаю государственная ЕТК - частная лавка
Как и в Екатеринбурге -
Цитата
При введении системы в эксплуатацию были отмечены некоторые трудности как технического так и организационного порядка. В частности сложность использования системы для кондукторов. Свердловским УФАС также было возбуждено дело против городских властей и ОАО «Информационная сеть» по подозрению в согласованных действиях для ограничении конкуренции на рынке пассажирских перевозок Екатеринбурга.
Система оплаты общественного транспорта работает с картами только при наличии в них специального чипа Secure Element (SE). Поэтому выпуск проездных доступен только на некоторых моделях телефонов с этим чипом: HTC One M7, M7 DS, M8, M8 DS, SV, Max; Philips Xenium W336 и Xenium W8555; Sony Xperia Z C6603.
В субботу зашел в Сбер на К.Маркса 52 (1 площадка), уточнил о наличии карт, сказали кончились и позвонят когда будут. Сегодня позвонили, привезли. В сбере ажиотаж, все хотят карты, по 10 штук набирают. Менеджеру зала сказал что мне звонили, просили подойти и он пошел к начальнику, взял несколько карт, одну отдал мне. Остальным клиентам, желающим карты говорил что карты кончились, будут завтра с 9 утра. Сам видел как начальник достала эти карты с большой коробки, но по словам менеджера, коробка почти пустая.
Я пользуюсь транспортом, где находится троллейбусное управление, знать не знаю, проездной покупаю у кондуктора.
Вы то исключение, которое подтверждает правил. Кстати в свое время когда появились терминалы многие у кондукторов спрашивали где можно купить карту, они говорили где. Так я и узнал что в диспетчерском пункте на вокзале их продают.
Система оплаты общественного транспорта работает с картами только при наличии в них специального чипа Secure Element (SE). Поэтому выпуск проездных доступен только на некоторых моделях телефонов с этим чипом: HTC One M7, M7 DS, M8, M8 DS, SV, Max; Philips Xenium W336 и Xenium W8555; Sony Xperia Z C6603.
Маловато будет,но все равно мож кому то поможет.У меня все работает
А в телефон ЕТК можно скопировать, как тройку московскую?
Только нужно ли? Маршрутчики с вашим телефоном церемониться точно не будут, приложат посильнее к терминалу, поцарапают, при передачи уронить можно. И попадете ради экономии в 4р на несколько сотен иностранной валюты.
Только нужно ли? Маршрутчики с вашим телефоном церемониться точно не будут, приложат посильнее к терминалу, поцарапают, при передачи уронить можно. И попадете ради экономии в 4р на несколько сотен иностранной валюты.
Только нужно ли? Маршрутчики с вашим телефоном церемониться точно не будут, приложат посильнее к терминалу, поцарапают, при передачи уронить можно. И попадете ради экономии в 4р на несколько сотен иностранной валюты.
Повторюсь, Я честно говоря в маршрутках давненько не ездил и предполагал, что валидатор расположен у входа, как это везде сделано входишь в транспорт прикладываешь карту, занимаешь место в салоне. Если карту приходится передавать водителю то это ... Могут и карту чужую (пустую) вернуть
Сообщение отредактировал loupblanc - Feb 21 2017, 21:19
Да можно.Скачайте с маркера приложение Кошелёк.разработка CardsMobile.Далее вам нужно выпустить виртуальную карту Тинькофф или любые предложенные.Затем заходите в раздел транспорт и выпускаете безсрочную карту на троллейбусе,и автобус для города Чебоксары,пополняете с виртуальной карты и пользуетесь.
Можно,для этого нужно скачать из маркета приложение Кошелек разработчик CardsMobile.Далее выпускаем виртуальную карту тинькофф или другую из которых предложенно.После того как выпустили виртуальную карту заходим в раздел транспорт и выпускаем транспортную карту для г.Чебоксары.Стоимость выпуска карты 100 рублей и она безсрочная,пополняется карта с виртуальной карты тинькофф.Очень удобная вещь,реакция кондукторов
Выпустить карту не получилось, написано нет предложений. Но можно проверить баланс уже имеющейся карты ЕТК и её номер, приложив её к телефону. Можно её также пополнить (пока не пробовал, но такой пункт есть). То есть, получается, что можно пополнять карту онлайн.
Сообщение отредактировал y4acTHuK - Feb 22 2017, 08:40
Выпустить карту не получилось, написано нет предложений. Но можно проверить баланс уже имеющейся карты ЕТК и её номер, приложив её к телефону. Можно её также пополнить (пока не пробовал, но такой пункт есть). То есть, получается, что можно пополнять карту онлайн.
Повторюсь, Я честно говоря в маршрутках давненько не ездил и предполагал, что валидатор расположен у входа, как это везде сделано входишь в транспорт прикладываешь карту, занимаешь место в салоне. Если карту приходится передавать водителю то это ... Могут и карту чужую (пустую) вернуть
При самостоятельном прикладывании карты, звук какой то издается ? Как отслеживается,заплатили или нет?
Сообщение отредактировал klassik393 - Feb 22 2017, 10:05