Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Решение несложное, но увы, преодолевать проблемы ЕТК за бесплатно я не буду.
Смысл мудрить. И так пальцем в любого ткни. 90-процентная вероятность что в кармане у человека есть 500 рублей (и более). Так что в том что народ видит что у тебя на карте 500 или 1000 рублей ничего страшного.
Зачем? Потому что так страшнее? ) ... Зачем вы везде "приклеиваете" перевозчиков?
Да пишите, куда угодно, мне всё равно. Только это бесполезно, т.к. под п.4 ст. 16.1 ЗоЗПП вы не сможете все это подвести - продавцы разные. А как они меж собой решают - их личное коммерческое дело.
И причем тут 152 ФЗ? Вся информация на серверах о картах, их балансе и пр тонкостях работы системы - коммерческая тайна компании. Ваших персональных данных там явно нет, т.к. карты не именные.
Цитата(CheryTiggo @ Feb 21 2017, 13:10)
Так что в том что народ видит что у тебя на карте 500 или 1000 рублей ничего страшного.
Так в системе и не прописано, у кого и какой баланс. Вы купили карту, пополнили баланс. Система видит, что такая карта заведена в БД и какой на карте лимит, а также проверяет при списании, достаточно ли на ней средств для совершения поездки. Т.е. система проверяет баланс карт своей же компании.
Вот если бы при покупке карты Вы составляли договор, в котором указываются персональные данные, тогда да, можно на 152 ФЗ сослаться.
Сообщение отредактировал Dizza - Feb 21 2017, 14:10
Да им хоть метро построй, все равно ворчать будут, народ у нас не далекий, темный. Им говоришь удобно, не надо мелочь раскидывать по полу и считать каждый раз, а они ... деревня.
Далекий светлый Медовый, ездите по ЕТК, если нравится. Посмотрим, насколько она приживется.
Да пишите, куда угодно, мне всё равно. Только это бесполезно, т.к. под п.4 ст. 16.1 ЗоЗПП вы не сможете все это подвести - продавцы разные. А как они меж собой решают - их личное коммерческое дело.
И снова всё одну корзину. Какие продавцы? Что разное? Не устроит поездка - деньги должен вернуть перевозчик. Не устроит ЕТК - деньги возвращает ЕТК. Причем тут их отношения? Вас беспокоят отношения Сбербанка и владельца здания, которое они арендуют под свое отделение? Думаю, что нет. Так зачем все путать?
А, понял, главное писать всё наоборот, тогда будет весело и тема живёт )
--------------------
Public opinion is a deliberately false opinion, since most people are complete idiots. Edgar Allan Poe
Не устроит поездка - деньги должен вернуть перевозчик. Не устроит ЕТК - деньги возвращает ЕТК.
Так с этим я и не спорил. Читайте внимательно мои мысли.
Цитата(Cterra @ Feb 21 2017, 13:29)
И снова всё одну корзину. Какие продавцы? Что разное?
Все разное. Пополнение ЕТК и оплату наличкой за проезд Вы платите двум разным продавцам. Карты не перевозчики открыли, они их просто принимают (их обязали принимать) в качестве оплаты. Или вы ЕТК у ИП (непосредственно перевозчика) пополняете? А такого закона, что разные продавцы Вам обязаны предоставлять свои услуги по одной цене, нет.
Объясню иначе. К примеру, Вы хотите построить дом, обратились к подрядчику. Он назвал вам сумму в (X) рублей, оплата наличными. А потом к Вам пришел ген. подрядчик и назвал сумму (X-n) рублей, но оплатить надо безналичкой, при этом строить будет тот же подрядчик. Ну вот и попробуйте в УФАС подать, что цена отличается
PS Вы карту ЕТК передаете водителю для оплаты, т.к. терминал находится рядом с ним, дабы его не разбили. Когда наличку передаете через соседа, это ведь не означает, что он теперь Вас везет
Сообщение отредактировал Dizza - Feb 21 2017, 14:02
Сам не езжу практически на общественном транспорте, но пока складывается мнение, что ЕТК - это зло. Рано или поздно все эти расходы перевозчиков на ЕТК возложат на пассажиров, стоимость проезда в будущем будет расти или более быстрыми темпами, или большими суммами. Так как ЕТК - это всего лишь посредник, налицо банальная переплата значительных сумм. Но так как маршрутки - это бизнес довольно-таки прибыльный, маршрутчикам придется скрипя зубами подчиниться. в общем как бы-то ни было, в любом случае проигравшими будут пассажиры, неважно, как оплачивающие проезд по ЕТК или наличкой. Но раз такую разницу администрация утвердила, когда выгода от использования ЕТК налицо то надо пользоваться, хотя в будущем мне кажется такую существенную разницу ликвидируют.
Так как ЕТК - это всего лишь посредник, налицо банальная переплата значительных сумм.
В целом, так и есть. Вы передаете деньги в счет будущих поездок, выступая при этом как бы "займодавцем". Возможно, что в будущем разовые поездки будут одинаковы в цене (что ЕТК, что наличка), а чтобы сэкономить, придется заплатить сразу за много поездок. В Москве, где разовый единый проездной стоит 55 р., а на 60 поездок - 1700 р, пассажиру естественно выгодно купить сразу на много поездок, и посреднику тоже выгодно продать сразу на много поездок, т.к. вы за день столько не накатаете, а оставшиеся деньги будут пущены в оборот, делая другие деньги.
Но справедливости ради скажу, что такие системы уже давно используются во всех сферах нашей жизни.
PS Интересно, а компанию, которая ЕТК торгует, можно ли обязать выплачивать % по 317.1 ГК РФ?
Сообщение отредактировал Dizza - Feb 21 2017, 14:32
Пишу как обычный рядовой пользователь общественным транспортом (3-4 поездки в рабочий день): 1. Карта ЕТК - мне удобна, не нужно каждое утро таскать полкило мелочи. 2. Пополнение карты - рядом есть почтовое отделение и банкоматы сбера - нет проблем с пополнением счета. Сеть развивается, надеюсь, скоро и онлайн сами будем пополнять. 3. Вообще насрать на маршрутчиков. Какое им дело до формы оплаты? Их нытье на форумах объясняю только из-за уменьшением "черного нала". 4. Любое нововведение администрацией воспринимается гражданами в штыки. Я за введение ЕТК - в современном мире живем все же! Со временем ко всему привыкаем, как и к кап.ремонту - молчим, но платим. Ну ввели они ЕТК, хотя бы на ней народ потренируется безналом пользоваться. Все равно все идет к уменьшению наличности в стране. Под колпаком все будем. ))) 5. За другие формы оплаты безналом, за что "борются" другие перевозчики - тут поинтереснее. Мне фиолетово, что там хотят ввести. Телефоны с NFC или обычные банковские карты "передавать за проезд" мне не особо охота. Думаю, что все сводится к п. 3 - сокрытие реальных денег с целью уменьшения налогов.
P.S. Про "маршрутные войны" уже устал слушать! Я просто хочу, чтобы общественный транспорт выполнил свои обязательства, доставив мою пятую точку от пункта А в пункт Б! И голосую рублем в этом случае Я!
Сообщение отредактировал МихаНЧК - Feb 21 2017, 15:51
Телефоны с NFC или обычные банковские карты "передавать за проезд" мне не особо охота. Думаю, что все сводится к п. 3 - сокрытие реальных денег с целью уменьшения налогов.
То есть считыватель не на входе стоит? Карту ЕТК надо туда сюда по салону гонять
Сообщение отредактировал loupblanc - Feb 21 2017, 15:58
Пишу как обычный рядовой пользователь общественным транспортом (3-4 поездки в рабочий день): 1. Карта ЕТК - мне удобна, не нужно каждое утро таскать полкило мелочи. 2. Пополнение карты - рядом есть почтовое отделение и банкоматы сбера - нет проблем с пополнением счета. Сеть развивается, надеюсь, скоро и онлайн сами будем пополнять. 3. Вообще насрать на маршрутчиков. Какое им дело до формы оплаты? Их нытье на форумах объясняю только из-за уменьшением "черного нала". 4. Любое нововведение администрацией воспринимается гражданами в штыки. Я за введение ЕТК - в современном мире живем все же! Со временем ко всему привыкаем, как и к кап.ремонту - молчим, но платим. Ну ввели они ЕТК, хотя бы на ней народ потренируется безналом пользоваться. Все равно все идет к уменьшению наличности в стране. Под колпаком все будем. ))) 5. За другие формы оплаты безналом, за что "борются" другие перевозчики - тут поинтереснее. Мне фиолетово, что там хотят ввести. Телефоны с NFC или обычные банковские карты "передавать за проезд" мне не особо охота. Думаю, что все сводится к п. 3 - сокрытие реальных денег с целью уменьшения налогов.
P.S. Про "маршрутные войны" уже устал слушать! Я просто хочу, чтобы общественный транспорт выполнил свои обязательства, доставив мою пятую точку от пункта А в пункт Б! И голосую рублем в этом случае Я!