Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
Нет, совершенно не верно. Вы в офисе, где ЕТК продают (или на чеке) узнайте наименование фирмы. ЕТК Вам продает не госпредприятие и не перевозчики, а некая фирма-посредник.
С точки зрения закона, получается, что Вы можете оплатить услугу либо перевозчику наличными, либо этому посреднику через карту. Если глубже и шире копнуть, Вы вправе выбирать между 2-мя перевозчиками за предоставление услуги. Первый сам возит, второй - возит Вас, привлекая первого в качестве исполнителя.
Извините, вы сами понимаете то что пишите? Какая разница куда и как идут деньги? При чем тут государство? Это разные фразы, которые вы выдираете из контекста.
Медленно напишу схему с точки зрения потребителя.
Вы кладете свои деньги на карту ЕТК. Деньги на карте. Вы оплачиваете проезд с помощью карты ЕТК, с которой списываются средства. Вы оплатили - деньги у вас списали. На этом ваше участие как пассажира в оплате проезда окончено.
Зачем вы вплетаете сюда не пойми кого и чего? Пополняя карту ЕТК я ничего не оплачиваю. С таким же успехом, я могу деньги с карты снять. Пополнил на 100 р. - ровно столько же смогу перечислить в пользу перевозчика или забрать обратно.
Если возникнут претензии к производителю ЕТК, то точно так же вы можете вернуть карту обратно, в соответствии с ЗзПП, так как вам ее продали как товар.
Сообщение отредактировал Cterra - Feb 21 2017, 10:51
--------------------
Public opinion is a deliberately false opinion, since most people are complete idiots. Edgar Allan Poe
Тут я не знаю. Что там можно обслуживать на такие суммы. даже если все терминалы в ЧТУ ломались. поэтому и не верю этим цифрам. Узнать в ГУПе сколько эта сумма составляет
Извините, вы сами понимаете то пишите? Какая разница куда и как идут деньги?
Медленно напишу схему с точки зрения потребителя. ...
А теперь Вы посмотрите с обычной точки зрения. Схематично это выглядит так: Оплата налом: Вы->наличные->перевозчик Оплата по ЕТК: Вы->наличные->посредник->безнал->перевозчик.
Цитата(Cterra @ Feb 21 2017, 10:48)
Вы кладете свои деньги на карту ЕТК. Деньги на карте.
Большое заблуждение! С момента пополнения Вами карты ЕТК, цифры, что Вы видите на самой карте - это всего лишь электронная последовательность 0 и 1, а не "живые" денежные средства, которые Вы внесли в кассу посредника. Теперь посредник может распоряжаться ими по своему усмотрению, но при этом он перед Вами в обязательстве находится. При пополнении ЕТК, Вам не создают Ваш персональный счет, которым только Вы можете управлять (именно по этой причине карты ЕТК не именные). Сами карты ЕТК (как и банковские) принадлежат посреднику, а Вам лишь дозволено арендовать их "под залог" (сколько они там стоят? 100р?) Да, Вы можете обратно забрать свои деньги, которые не "потратили", но забрать сможете не у перевозчика, а у посредника. Проверить легко: напишите письмо перевозчику (ИП), чтобы он Вам вернул деньги с карты ЕТК - он откажет, т.к. деньги ему еще не поступили. А поступят они ему от посредника в течение N-ого периода только после оказания Вам услуги перевозки.
Скажу больше, что доступа к серверам с базой данных этих карт (каждая имеет уникальный код и информацию о "балансе") нет ни у перевозчиков, ни у гос.служб. Эти данные хранятся у посредника на их серверах
Сообщение отредактировал Dizza - Feb 21 2017, 11:34
Еще раз повторяю, в других городах давно по безналу можно оплатить проезд в городском транспорте! Это мы только в чебосарах как в лихие 90е на (бомбилах) катаемся !!!
Еще раз повторяю, в других городах давно по безналу можно оплатить проезд в городском транспорте! Это мы только в чебосарах как в лихие 90е на (бомбилах) катаемся !!!
Да им хоть метро построй, все равно ворчать будут, народ у нас не далекий, темный. Им говоришь удобно, не надо мелочь раскидывать по полу и считать каждый раз, а они ... деревня.
Цитата
Пусть администрация сама ездит по ЕТК, не буду ее покупать.
Еще раз повторяю, в других городах давно по безналу можно оплатить проезд в городском транспорте! Это мы только в чебосарах как в лихие 90е на (бомбилах) катаемся !!!
Всё, с завтрашнего дня начинаем активно экономить (4 рубля, либо ездим бесплатно)! Время было предостаточно, чтобы установить терминалы. Пусть что угодно говорят, дальше бред водителей уже не намерен слушать
После оплаты проезда, на билете отпечатывается остаток средств на карте. Получается, что доступ к личным сведениям о моих финансах есть у неопределенного круга лиц: водители, пассажиры и пр.
Мне это не нравится.
а как вы собираетесь инфу о балансе на карте выцеплять? каждый раз бегать к банкомату?
А теперь Вы посмотрите с обычной точки зрения. Схематично это выглядит так: Оплата налом: Вы->наличные->перевозчик Пополнение ЕТК: Вы->наличные->посредник->безнал. карта Оплата по ЕТК: Вы -> карта -> перевозчик.
Вы смешиваете три процедуры в две. Зачем? Потому что так страшнее? )
Цитата(Dizza @ Feb 21 2017, 10:59)
С момента пополнения Вами карты ЕТК, цифры, что Вы видите на самой карте - это всего лишь электронная последовательность 0 и 1, а не "живые" денежные средства, которые Вы внесли в кассу посредника. Теперь посредник может распоряжаться ими по своему усмотрению, но при этом он перед Вами в обязательстве находится. При пополнении ЕТК, Вам не создают Ваш персональный счет, которым только Вы можете управлять (именно по этой причине карты ЕТК не именные). Сами карты ЕТК (как и банковские) принадлежат посреднику, а Вам лишь дозволено арендовать их "под залог" (сколько они там стоят? 100р?)
И это не страшно, банковские карты тоже не содержат ваши деньги, чего уж тут мутить то? Проблему управления средствами на карте я поднимал, но увы, карта продается даже без договора, где всё это должно быть описано.
Цитата(Dizza @ Feb 21 2017, 10:59)
Да, Вы можете обратно забрать свои деньги, которые не "потратили", но забрать сможете не у перевозчика, а у посредника. Проверить легко: напишите письмо перевозчику (ИП), чтобы он Вам вернул деньги с карты ЕТК - он откажет, т.к. деньги ему еще не поступили. А поступят они ему от посредника в течение N-ого периода только после оказания Вам услуги перевозки.
Зачем вы везде "приклеиваете" перевозчиков? Деньги вы внесли на ЕТК, забрать их обратно вы тоже должны у ЕТК. ЗАЧЕМ мне писать перевозчику письмо о возврате каких то средств? Вы намеренно "мутите" воду, пытаясь везде упоминать, что деньги не сразу поступают перевозчику за оказанную услугу? Так это тема другого разговора. Не смешивайте темы. И меня, как клиента, абсолютно не волнует, когда поступят средства перевозчику за оказанную мне услугу. Кстати, деньги, которые вы платите в магазине картой банка, тоже, о боже, не сразу поступают на счет магазина, ну и где забастовки магазинов?
Цитата(Dizza @ Feb 21 2017, 10:59)
Скажу больше, что доступа к серверам с базой данных этих карт (каждая имеет уникальный код и информацию о "балансе") нет ни у перевозчиков, ни у гос.служб. Эти данные хранятся у посредника на их серверах
152 ФЗ никто не отменял, и компания обслуживающая ЕТК тоже обязана его исполнять.
--------------------
Public opinion is a deliberately false opinion, since most people are complete idiots. Edgar Allan Poe