Почему маршрутчики против ЕТК и к чему это приведёт?
Пожалуй, главное шоу года – повышение тарифов на общественный транспорт. Дело ожидаемое, но цены, как правило, до последнего держатся в секрете. Однако в этом году всё пошло по новому сценарию.
В конце января пресс-служба чебоксарской мэрии внезапно заявила об «акции неслыханной щедрости», в рамках которой чебоксарцы «смогут сэкономить» на проезде.
Показать ещёПравда, всё далеко не так и больше похоже на манипуляцию общественным мнением: постановление об изменении тарифов ещё никем не подписано (и нигде не опубликовано), т.е. обо всём известно исключительно со слов чиновников.
Тем не менее почти сразу последовала ожидаемая реакция: люди ради будущей выгоды за 100 рублей пачками стали скупать транспортные карты; из-за ажиотажа их стоимость в качестве одноразовой акции на месяц снизили до 70 рублей (что однако дороже московской «тройки» – она стоит всего 50 рублей).
При этом у чебоксарской транспортной карты (она же – электронный кошелёк) сейчас сугубо ограниченные возможности: баланс можно проверить после оплаты проезда, а пополнить карту можно только оффлайн.
Итак, о новых тарифах. К существующим ценам условно накинули два рубля (маршрутки – 22₽, троллейбусы – 17₽), но при этом по безналичной оплате скинули на рубль от старой цены (до 18 и 13₽ соответственно), т.е. при наличной оплате 2 рубля ляжет на плечи пассажиров, а скидки по безналу обязаны обеспечить перевозчики из своего кармана.
Кто попросил изменить стоимость проезда?
Причиной изменения цен мэрия традиционно назвала обращения перевозчиков: дескать, катать чебоксарцев в общественном транспорте экономически нецелесообразно.
Список заявителей не разглашается, но на портале нормативных правовых актов Чувашии опубликован список, кого именно пригласили на обсуждение тарифов перевозок пассажиров городским транспортом, методики расчета уровня тарифов и стоимости проездных.
Согласно документу, приглашение на мероприятие отправили: - уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашии (не явился), - общественной организации «Деловая Россия» (представители не явились), - ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашии (не явились), - общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (не явились; председатель входит в общественный совет Минтранса), - Минэку Чувашии (тоже не явились, но прислали замечания).
Из этого списка выходит, что из девяти приглашенных перевозчиками являются только четверо – все они пришли на «Публичные консультации» (именно так назвали это мероприятие), но почему-то «забыли» пригласить остальных 15 чебоксарских перевозчиков (всего их 19 – список тут). Даже из присутствующих маршрутчиками оказались только двое, да и то 30-й и 37-й маршруты особой популярностью никогда не пользовались.
Прозвучала ли на том мероприятии просьба поднять цены, неизвестно, но, согласитесь, список приглашённых уже показателен.
По неофициальным данным, перевозчиков сейчас вызывают в мэрию по одному: им дают бумаги и предлагают подписать «соглашение» об изменении цен под угрозой разрыва договора на перевозки.
Что мешает маршрутчикам принимать безналичную оплату?
Оплачивать проезд карточкой – дело хорошее, если при этом учтены интересы всех сторон и, самое главное, если это удобно абсолютно всем: - мэрия счастлива, когда они идут в ногу со временем, - пассажиры – оттого что могут экономить до 4 рублей с каждой поездки.
Последнее звено – маршрутки. Что с ними?
От стоимости билета ЕТК забирает 3%
При предполагаемой стоимости билета в маршрутке в 18 рублей (при нынешних 19 по ЕТК), как минимум 54 копейки забирает компания ЕТК, и ещё от 0,7% до 1,5% – банк за вывод денег.
После такого «повышения» цен на руки маршрутчику попадёт только 17 рублей. Что же выберет перевозчик при равных условиях: наличные или нет?
Каждый терминал для безналичной оплаты стоит 36 тысяч рублей
Да-да, это не шутка. Хотя сам терминал из простых – в розницу он стоит порядка 6-8 тысяч, разницу в цене обосновывают высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения.
Фото: кап.ру
По заверениям ЕТК, программа для терминала стоит 25 тысяч рублей – такие цены якобы выставила московская компания «Удобный маршрут» (ЕТК воспользовался чужим готовым техническим решением; открытого конкурса найти не удалось).
Компания «Единая транспортная компания» по конкурсу (единственный участник) стала оператором системы безналичной оплаты проезда и имеет право на изготовление, продажу карт и последующее их пополнение. О продаже терминалов речи не велось.
При этом перевозчикам нужно купить терминалы на все автобусы, а это от 15 до 28 устройств. Каждый по 36 тысяч рублей! То есть до 1 млн нужно взять и выложить сразу только за сами терминалы.
Отметим, что согласно порталу госзакупки, в марте 2016 года компания «ЕТК» продала Чувашавтотрансу 10 терминалов по 27 тысяч каждый. Но почему так разнятся цены? Посмотреть фото
При этом продажей терминалов занимается исключительно ЕТК, а с остальными компаниями они не в друзьях.
Таким образом, компания «Единая транспортная карта» является оператором связи (по аналогии с Мегафоном, Билайном и МТС, но в своей сфере). При этом в какой-то момент они под угрозой отключения «предлагают» купить «звонилку» по стоимости премиум-смартфона.
Сами устройства, по заверениям перевозчиков, капризные: часто зависают, всячески отказываются принимать оплату и в итоге выходят из строя. Поэтому им за свои деньги приходится брать для подмены запасные устройства. При этом частенько количество перевезённых пассажиров отличается от данных ЕТК в меньшую сторону. Дополнительно на плечи водителей ложится риск подмены транспортных карточек пассажиров (как правило, они безымянные и их легко перепутать).
В распоряжении автопортала ZaRulem.ws имеется письмо от «ЕТК», отправленное в конце ноября всем чебоксарским маршрутчикам, где есть несколько важных деталей.
Срок поставки терминалов доходит до 3-х месяцев, риски ложатся исключительно на перевозчиков.
В связи с этим многие чебоксарские маршрутки сделали заказ, но никак не могут дождаться своих терминалов.
Нет терминала – вези бесплатно
Такой «подарок» подкинул Кабинет министров Чувашии.
Этот момент вызывает немало споров; за разъяснением перевозчики обратились в чувашскую прокуратуру.
А есть ли другие варианты?
В своём письме ЕТК за подписью директора с полной уверенностью утверждает, что у перевозчиков нет выбора: якобы банковские терминалы не позволяют считать информацию с карты для безналичной оплаты проезда. К тому же такие терминалы не могут печатать «правильные» чеки, и пассажирам придётся выдавать и простые билеты.
В Постановлении №566 Кабмина Чувашии идёт речь о приёме в общественном транспорте карт для безналичной оплаты проезда.
Но! Такими картами могут стать и обычные банковские карты с бесконтактной оплатой по технологии PayPass и payWave (сейчас есть у многих банков).
По нашим данным, по такому пути планируют пойти 49, 51 и 61 маршруты: им поступили более лояльные предложения от нескольких банков.
Например, «Ак Барс банк» предлагает терминалы в аренду – 1500₽ в месяц, а «Авангард» – 750₽. При этом они полностью берут на себя техническое обслуживание. Выгода налицо?
Вместо вывода
История с ЕТК крайне непрозрачная, и говорить об удобстве безналичной оплаты пока преждевременно.
Но, к сожалению, существенная разница между наличной и безналичной оплатой в 4 рубля ни к чему хорошему для пассажиров не приведёт.
Уже на протяжении многих лет чебоксарская мэрия обещает пустить на маршруты большие комфортабельные автобусы, но эта затея откладывается из года в год. По заверениям чиновников, ситуация должна решиться уже скоро – в 2018 году, когда будут заключаться новые договоры на перевозки.
Как всё это будет реализовываться в новых условиях – загадка, но уже сейчас понятно, что перевозчики не захотят переходить на более низкие тарифы (для автобусов это 15₽ сейчас по безналу и по плану мэрии – 14₽ с 20 февраля).
П.С. Представители перевозчиков единогласно заявляют о том, что они не просили менять цены и настаивают оставить всё на прежних условиях, но кому это важно?
И как дальнобойщики в рейсе заправляются без налички, да но у них есть пластик на который радивый хозяин всегда пополняет финансами, по запчастям так же.
Они судя по всему тупее здешних маршрутчиков!
Сообщение отредактировал лерик - Feb 20 2017, 16:20
но об этом в центральном офисе ЕТК почему-то ни слова.
Цитата(Dimkoo @ Feb 20 2017, 15:30)
Почему нельзя раздать эти карты с начальным балансом в 100 руб. кондукторам на реализацию?
Почему-почему? Потому что деньгами в этом случает делиться придется, а делиться не хочется никому, т.к. распространители берут свой % за услуги. ЕТК вам продает не гос-во и не гос. перевозчики, а коммерческая частная компания (компании), которые выступает в качестве посредника между пассажиром и перевозчиком. Вы платите деньги посреднику, а он в свою очередь договаривается с перевозчиками (государственными и частными).
Цитата(viki13101 @ Feb 20 2017, 13:56)
а что мешало установить одну цену если оплачиваешь по ЕТК или наличкой?
Потому что пока ты думаешь, что "держишь" свои деньги на карте, сами деньги уже в обороте у дядь и тёть находятся. Это как с сотовыми операторами: вы всегда должны предварительно оплачивать услуги связи. Сомневаюсь, что вы это делаете непосредственно перед звонком и на ту сумму, на которую наговорите, обычно пополняется больше и про запас. Вот этот "запас" идет в оборот.
Цитата(Sanek1980 @ Feb 20 2017, 16:29)
карту для оплаты безналом у Вас им брать?
У себя (если ИП) или у руководителя (если наемный работник)
Сообщение отредактировал Dizza - Feb 20 2017, 16:34
Бегите! Бегите люди! Покупайте ЕТК! Пусть Господа из ГорАдминистрации зарабатывают от каждого вашего купленного билета 3 %...Великолепный пассивный бизнес на пластике за счет автобусников, маршрутчиков и тролейбусников...Жизнь красота, когда Законы пишешь! За счет маршрутчиков по 36 тысяч руб. за каждый терминал собрали, а теперь и бабло с каждого билета стригут!!! Скоро встанут все ваши маршрутки! т.к. Деньги со всех терминалов на 1 расчетный счет идут, и когда эти деньги водители увидят, не известно...Но пардон, на заправке наличка нужна, каждый вечер заправляться не менее 2500 руб., и на ремонте, и за запчасти опять наличка нужна...Заправка и ремонт по картам ЕТК им делать будут???
кому не нравиться пусть не работают, проблем не вижу.
И как дальнобойщики в рейсе заправляются без налички, да но у них есть пластик на который радивый хозяин всегда пополняет финансами, по запчастям так же.
Это возможно, когда на маршруте все машины у одного хозяина...но как обычно, на одном маршруте работают много владельцев машин, а деньги с ЕТК идут на 1 расчетный счет хозяина маршрута...и это лицо чаще всего ИП...и когда он там разберется у какая машина сколько денег заработала не известно...
Короче. всё по-старому. Терминалов как не было, так и нет, ЕТК народ кинулся покупать в последний момент. (в диспетчерском павильоне на Привокзальной и покупала и заправляла там же, по пути просто). Кондукторы относятся нормально. Маршрутчики женщинам и девушкам хамят - уже не первую историю слышу от знакомых и коллег, в основном женского пола, ибо чаще с мужиками связываться сс... боятся. Ну бог им в помощь, если есть возможность, чаще езжу на автобусах и троллейбусах. И тем, кто тут выкладывал "жалистную историю" о 60 маршуртке и девочке. Ни на одной машине до сих пор терминала не видела, а уж месяц прошел.
сегодня проехался на маршрутках, владельцы ах водителям звонят, переживают сколько же билетов продали они за нал) народ около троллейбусного совсем рехнулся) аж в очереди человек 50 стояли на протяжении часов 3ех это точно знаю)
Сообщение отредактировал bur1dza - Feb 20 2017, 18:06
51 маршрут по картам ЕТК не возит , просят наличные или на выход.
49-я маршрутка - аналогично ! А в качестве "бонуса" для оплачивающих наличными - сегодня утром цена была прежней - 20 руб ! Долго ли продержатся, интересно ?!