Это была практика. А вот теория,
: я имею ввиду пунктир на перекрестке.
Итак, поскольку очень многие имеют совершенно очевидные пробелы в знаниях, начнем с самых азов.
Что такое изменение направления.
Возьмем лист. Нарисуем на нем прямую (рис.1). Изменяет она направление ? Конечно нет! Она же «прямая»! Однако, она не изменяет направления только на плоскости ! Стоит нам изогнуть лист (рис.2), как «прямая» легко преобразится в «кривую», меняющую свое направление. Что-же изменилось ? Изменилась система координат – т.е. из плоскости мы перешли в трехмерные координаты, и то, что нам ранее казалось прямой, легко стало кривой. Мы можем заметить, что нарисованный нами на листе объект одновременно является и кривой и прямой. Прямой на плоскости и кривой в пространстве.
Итак,
Все зависит только от того, в какой системе координат мы рассматриваем этот объект.Теперь «вернемся к нашим баранам» , т.е. дорогам. Взглянем на рис.3. Определим, какие из трех дорог меняют направление? Зеленой стрелкой на рисунке обозначены начальные направления дорог, синими - конечные. Слева снизу каждого варианта рисунка вектора направлений дороги сложены. Совершенно очевидно, что в варианте а) дорога направление не изменяет, в то же время на вариантах б) и в) дороги меняют направление – т.к. начальный и конечный вектор направления этих дорог не совпадают.
Хочу также обратить ваше внимание на то, что любая дорога на всем своем протяжении может много раз изменять свое направление, несмотря на то, что в начале и конце дороги вектора направления ее будут совпадать.А теперь очень важно понять, что такое «направление движения» и как оно связано с направлением дороги. Обратим свой взгляд на рис.4. На варианте а) зеленый автомобиль совершает движение по дороге в одном направлении с дорогой по своей полосе. Это совершенно очевидно и правильно. А теперь изогнем дорогу (вариант б). На своем протяжении дорога изменяет направление своего движения, образуя изгиб. Если машина продолжит двигаться прямолинейно (красная траектория), то через некоторое время, она окажется на другой полосе. При этом машина направления движения не изменит. Что-же произошло ? Каждый скажет, что двигаясь прямо, без изменения направления движения машина совершила перестроение. ПДД это определяет именно так:
"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Возникает парадокс, дорога направление на этом участке изменила, а машина , двигаясь по дороге, направление движение не изменила! Если же машина будет двигаться по зеленой траектории, то направление движения машины будет повторять изгиб дороги, всесте с ней изменяя направление. Удивительно, но при этом ПДД будет считать что машина при движении по полосе направления движения не изменила!
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. То есть те, кто при перестроении двигаются по своей полосе попутно тоже движутся «без изменения направления движения»! Снова парадокс ! Но как же так ? Как машина может менять изменять направление движения и одновременно его не изменять?! Вспомним пример про прямую. Она точно также одновременно может являться и прямой и кривой - все зависит от системы координат. Так и с дорогой – дорога для автомобиля и есть та «система координат», относительно которой он изменяет направление движения или не изменяет его. Если принять это утверждение то никаких парадоксов не будет. Дорога может менять свое направление сколько угодно раз, но пока автомобиль движется по дороге, он свое направление движения не изменяет! Изменить направление движения автомобиль может только в момент, когда он окажется на другой дороге. Посмотрим на рис.7. Есть главная дорога, поворачивающая налево - изменяющая свое направление. К ней примыкает грунтовая второстепенная дорога. Если двигаться прямо по синей траектории, то мы совершим съезд на эту дорогу. Физически мы не изменяли направления движения. Но в системе координат главной дороги при этом мы совершим поворот направо! Если же двигаться по главной дороге то несмотря на то что физически мы совершаем поворот налево, то в системы координат главной дороги мы направления движения не изменяем.
Итак, делаем вывод:
Пока автомобиль движется по дороге, он движется без изменения направления движения.Вернемся к формулировкам ПДД. Многие из тех, кто считает правым фиолетового упирают на пункт
«13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам». В ПДД, главе 13 на нерегулируемых перекрестках, в части проезда равнозначных перекрестков, имеется лишь один пункт:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. Все остальные правила проезда перекрестков носят общий характер! Следовательно, правила проезда равнозначных перекрестков – это пункт 13.11+общие правила проезда перекрестков. Чем отличаются они от общих правил проезда перекрестков?
Правила проезда перекрестка равнозначных дорог отличаются от общих правил проезда перекрестков тем, что нужно уступать дорогу машинам приближающимся справа с другой равнозначной дороги. ВСЕ!
Рассмотрим теперь типичный перекресток неравнозначных дорог. Обратимся к рис 5. Рассмотрим проезд перекрестка без изменения направления движения (транспортным средством). Итак, мы имеем синюю и зеленую машины, двигающиеся по главной дороге, без изменения направления движения. Как они должны осуществлять проезд этого перекрестка? Очевидный ответ – двигаться они должны прямо, по своим полосам. Если любой из этих автомобилей совершит проезд перекрестка по своей полосе, а другой при этом будет ехать перемещаясь на его полосу, то произойдет столкновение и виноватым будет тот кто совершал перестроение. Это общее правило движения – тот, кто движется по своей полосе, имеет преимущество перед теми, кто совершает перестроение. Если же, при проезде этого перекрестка, перестроение будут совершать оба, то виноват будет тот, кто не уступил машине находящейся справа. Подчеркну, это тоже общие правила проезда перекрестков, которые входят в правила проезда и равнозначных перекрестков. При этом съезжая на второстепенную дорогу всегда будет осуществляться поворот, а также изменение направления движения, т.к. машина окажется на другой дороге. Поворот на второстепенную, согласно правил, будет осуществляться с крайних полос, соответствующих нужному направлению.
Итак, делаем вывод: проезд перекрестка по главной дороге осуществляется в пределах полос. Перестроение осуществляется согласно общих правил перестроения.
А теперь рассмотрим перекресток, где главная дорога изменяет направление (рис.6). На рисунке на перекрестке нанесена разметка, соответствующая главной дороге и знаки, говорящие о том, что главная дорога изменяет направление. Подчеркну,
Табличка под знаком главная дорога, говорит о том, что одна дорога, которая является главной, изменяет направление. Название этого знака не «две главные дороги пересекаются», а «дороГА изменяет направление».
В случае, если есть нарисованная на перекрестке разметка, думаю ни у кого не возникнет сомнение в том, что если синий автомобиль будет двигаться по главной дороге и захочет проехать на дорогу, которая идет от перекрестка в направлении начального направления главной дороги (т.е физически будет передвигаться прямо), то он в любом случае совершит перестроение на полосу зеленого автомобиля. При этом он будет обязан уступить дорогу зеленому автомобилю. Если будет совершено столкновение, то виноват будет именно он. При этом ни разметка, ни знаки в противоречие между собой не вступают.
Если же разметку убрать, то не изменится ровным счетом НИЧЕГО!
Ибо там, где нет разметки, право определять количество полос на дороге дано водителю согласно ПДД п.9.1.
А теперь вернемся к исходной задаче.
ИТОГО:
1. Главная дорога у нас есть и она одна.
2. От того изменяет ли дорога направление или нет, машина, по ней едущая, направления движения не изменяет.
3. Кол-во полос на дороге мы можем определить, в том числе на перекрестке, находящемся на этой дороге и неважно есть там разметка или нет.
4. На основании определения кол-ва полос на дороге мы можем определить того, кто при движении по дороге осуществляет перестроение, даже если перестроение совершается на перекрестке.
5. Тот, кто совершает перестроение, обязан уступить тем, кто перестроение не совершает, даже на перекрестке.
6. В случае если совершат столкновение перестраивающаяся машина и не перестраивающаяся виновата будет первая. Вне зависимости от того на перекрестке совершено столкновение или нет.
Виноват будет фиолетовый, т.к. он перестраивается на другую полосу. Синий имеет приоритет, так как двигается по полосе, не изменяя направления движения.