ГИБДД не вправе изымать технический паспорт у владельца не «растаможенной» иномарки Автор: Ринат Накипов
Источник: Gudok.ru
Такое решение вынес Конституционный суд РФ при рассмотрении жалоб четырех граждан страны, лишившихся документов на свои авто. Водители стали жертвами чрезмерной принципиальности сотрудников ГИБДД Московской и Самарской областей, Башкирии и Татарстана. Все они честно купили иномарки на территории РФ и не знали, что автомобили не прошли процедуру таможенного оформления.
История Эльмиры Хисамиевой из Татарстана демонстрирует неповоротливость и некомпетентность бюрократического аппарата ГИБДД. Внедорожник Land Cruiser Prado она приобрела еще в 2000 году и благополучно ездила на нем три года. Затем решила продать, и во время снятия с учета выяснилось, что автомобиль все это время находился на территории страны нелегально, так как не прошел процедуру таможенного оформления и находится во всероссийском розыске. На внедорожник были наложены ограничения, а владелица автомобиля начала судебную тяжбу.
Роберт Петросянц из Тольятти в 2006 году приобрел Mercedes и зарегистрировал автомобиль в МРЭО ГИБДД. Но затем свидетельство о регистрации аннулировали на основании данных смоленской таможни, по которым машина не прошла процедуру оформления при ввозе на территорию России. С такими же проблемами столкнулись еще двое владельцев нерастаможенных иномарок.
В каждом случае граждане обратились в суд, но решение первой инстанции признало действия инспекторов ГИБДД законными. При вынесении вердиктов судьи опирались на 15 статью Таможенного кодекса, которая запрещает пользоваться и распоряжаться транспортными средствами до прохождения таможенного оформления. То есть сам факт покупки нерастаможенного автомобиля не дает основания регистрировать его в ГИБДД. В этом случае инспекторы в свою очередь должны выдать автовладельцу весь пакет документов, включая техпаспорт, после того как он пройдет таможенное оформление и уплатит пошлину за ввоз авто.
Конституционный суд рассматривал аналогичные случаи еще в конце 90-х годов прошлого века и его постановление 2001 года четко определяет, что добросовестный покупатель не обязан самостоятельно проверять правильность таможенного оформления транспортных средств. То есть возникло юридическое противоречие – Таможенный кодекс в редакции 2003 года противоречил решению Конституционного суда 2001 года.
Но юрисдикция КС выше, чем отдельного закона. Поэтому вместо отдельного заседания, судьи КС просто напомнили своим коллегами в нижестоящих инстанциях, что определение Конституционного суда по этому делу сохраняет силу и другие суды не вправе уклоняться от его исполнения.
Таким образом, логично предположить, что таможенникам следует сначала в судебном порядке доказать, что владелец машины знал или должен был знать о том, что она не растаможена, а уже затем сотрудники ГИБДД принимать какие-либо санкции в отношении законных владельцев. Причем, владелец все равно вправе добиваться компенсации от продавца автомобиля.
По данным агентства «Автостат», за последние полтора года в Россию было ввезено более 2,2 миллионов автомобилей. Причем если в 2008 году из 2 миллионов авто больше 400 тысяч были подержанными, то за полгода 2009 из 285 тысяч ввезенных в Россию машин «бэушными» были всего около 8 тысяч автомобилей.
Сообщение отредактировал АТА - Aug 5 2009, 20:55
|