Священник на селе остается один на один с агрессивной реальностью
В ночь с 1 на 2 декабря в деревне Прямухино Тверской области в доме священника Андрея Николаева произошел пожар. В огне погибли сам священник и его семья. Московский Патриархат призвал правоохранительные органы приложить все усилия для расследования причин пожара. Известно, что в последнее время Андрею Николаеву, настоятелю местной Троицкой церкви, приходилось с ружьем в руках защищать церковную утварь и иконы от односельчан-алкоголиков.
Священник в городе и священник в деревне – персонажи, вписанные в совершенно разные социальные контексты. Город – это чувство защищенности, тесная связь с епархией, стабильная и высокая зарплата, внимание СМИ. Город – это нередко и общественное реноме, даже шанс мелькнуть на светских раутах. Село – иная, опасная реальность. Священник не встраивается в сельскую жизнь, он ее организует подчас буквально с нуля. Он не персонаж пасторали, как это часто представляется в СМИ. Это человек, оставленный один на один с хаосом, люмпенизацией и деградацией –сухим остатком распада системы коллективного хозяйства.
«Именно сельскому духовенству доверена важная миссия вдохнуть новую жизнь в угасающую, разрушенную почти до основания русскую деревню», – заявил представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко. Схожим образом в Латинской Америке образованный священнослужитель становится организующим звеном сельской общины, совмещая совершение богослужений с врачебной практикой, обучением крестьян грамоте и основам агрономии. Его враги – это латифундист, наркобарон, партизан. Для последнего священник – конкурент в борьбе за умы.
Россия – не Латинская Америка. Там священник – естественная фигура в культурном пространстве деревни. Здесь, после 70 лет маргинализации Церкви, пастырь для села скорее миссионер, «чужак». Он сознательно окунается в хаос, причем вовсе не пассивный, а агрессивный. У него куда больше шансов стать изгоем, пришедшим в село со своими «ненужными» порядками, чем «любимым батюшкой». Вечно пьяный мужик, выносящий иконы из Церкви, – лишь одна из неприглядных картинок этой реальности.
Кадровый кризис в Русской Православной Церкви в первую очередь затрагивает именно деревню. Многие выпускники православных семинарий не горят желанием принимать духовный сан, опасаясь попасть в село по распределению. Куда удобнее, например, преподавать «Основы православной культуры» в школах. Их не привлекает роль «жнеца, швеца и на дуде игреца» в сельской общине, требующая от исполнителя колоссального терпения, недюжинных педагогических способностей и личной смелости. А образ священника с ружьем на пороге храма отпугивает напрочь.
Обстоятельства смерти и служения Андрея Николаева в селе Прямухино – не только объект милицейского расследования, но и повод для более глубокой рефлексии. Речь в конце концов идет не просто о невозможности Церкви осуществлять свое «общественно-полезное служение». И даже не о том, что подвижников в России днем с огнем не сыщешь. Речь идет об элементарной незащищенности человека перед лицом агрессивной реальности. Разбирательство и наказание виновных в конкретном преступлении здесь неизбежно превратятся в полумеру.
а кто довел этих мужиков до такой жизни, с беспросветным будущим и ужасным настоящим? скоро и в город перейдет, дайте время, уже почти выросло молодое поколение наркоманов и люмпенов
зы. хотя знаю я этих священников, хотя бы тех же деревенских, гуляют и пьют даже в великий пост, и баб не против потискать у нас в селе даже одна понесла ребенка от попа, но попадья вмигом мозги вправила этой женщине и та быстренько сделала аборт
ты постоянно мусируешь тему РПЦ и якобы спаивание народа, я не мог найти ни одного документа, подтверждающего этот факт, ты не смог ли кинуть ссылку
Ссылка, видимо, на Блока: мужик громит церкви, потому что там веками "пьяный поп, икая, продавал водку". ChameleoN, "слушайте музыку Революции"! Это Вам так к лицу!