Важно!!! Прочтите, прежде, чем задать вопрос!1. Снимите галочку "Объезд пробок" в яндексе, чтобы увидеть изначально заложенный маршрут, он может быть скорректирован яндексом из-за пробок. Если заметили явные неточности пишите в личку мне (voice, Сергей), по возможности буду корректировать. 2. Маршруты строились сообща, группой активных форумчан-автотуристов. Считайте, что это базовые оптимальные маршруты. Корректируйте их исходя из отзывов "статистики поездок" см. ниже спойлер в шапке темы. В последнее время все популярнее становится направление через Волгоград, т.к. покрытие до него стало хорошее. 3. Если хочется идеального покрытия, то надо ехать на Москву по M7 и потом по М4 до моря, все остальные маршруты компромисс! 4. Если Вы новичок, обязательно прочтите основные моменты в деталях маршрута. Ориентироваться лучше на АЗС Лукойл, Роснефть, Газпромнефть. Пользуйтесь активно мобильными приложениями по камерам-радарам, кафешкам, АЗС, бронированию в мотелях. 5. Время в пути смотрите по яндекс-картам, если ехать со скоростью потока это и будет Ваше время в пути, добавьте время отдыха. Типично, если выехать утром из Чебоксар, то вечером будете в Богучаре. Без ночевки, за сутки, или чуть более за 25-29 часов, люди доезжают до Керчи в одни руки. 6. По времени маршрут планируйте так, чтобы проскочить пробочные места и ремонты ночью или рано утром. 7. Может здорово выручить, если помимо навигатора, по регионам иметь распечатанные на бумаге: карты по маршруту, телефоны экстренных служб, телефоны доверия, МВД. 8. На случай потери/воровства документов сделайте их бумажные копии и электронные на почтовый ящик, так проще будет установить личность. В случае потери обращаться в полицию, они выдадут справку, а потом в консульство РФ, если путешествуете "за бугром". 9. Кто едет "до победного", в дорогу полезно взять энергетик типа Адреналин РАШ, либо сделать самому натуральную лимонную воду. Как начнет клонить в сон, выпиваете и едете искать места отдыха. Конечно лучше полноценно поспать в кровати и на этот счет не надо разводить холивар в теме, с этим никто не спорит. Сам езжу в одни руки без ночевки в мотелях, просто даже потому, что люблю ездить ночью без пробок, обгонов, гаишников. 10. Если ехать по правилам, то ГИБДД вас не остановит, но есть случаи развода в Краснодарском крае, когда инспектору якобы по рации сообщили, что ваше авто пересекло сплошную или нечто подобное. Требуйте фото/видео или того очевидца. Если он якобы должен приехать через 2 часа, просите отправить штраф по месту жительства. Как правило, после этих слов интерес вести диалог резко пропадает. 11. По трассе M4 есть несколько платных участков. Цена за проезд. 12. В авто полезно иметь навигатор, радар-детектор с gps или программу на смартфоне с базой камер mapcam.info. Лицензия на месяц 40 рублей. Яндекс-навигатор очень хорошо ведет там, где устойчивая связь, но на глухом межгороде бывает виснет. Лично мне по России нравится использовать Навител (быстрый, не глючит, с достаточной детализацией). Также полезно иметь обычный стеклоочиститель для чистки лобового стекла от мошкары. 13. Идеально маршрут в навигатор закладывать заранее, по точкам на значимых перекрестках. 14. Спланируйте к посещению заправки так, чтобы в случае форс-мажора топлива хватило доехать следующей по маршруту АЗС. Это может быть неудачный по времени слив топлива, отсутствие электричества, интернета (в случае оплаты картой), банальная реконструкция. Например, на выезде с крымского моста на Тамани огромные очереди на АЗС, проще дотянуть до ближайшего города.
Весь маршрут разбит на 3 части: 1. Чебоксары - Ковылка (670 км) (качество покрытия 6 из 10) Чебоксары - Шумерля - Порецкое - Ардатов - Чамзинка (проезжается по центру) - Саранск (Объездная) - Исса - Пенза (объездная) - Белинский - Кирсанов - Ковылка. Пояснение к маршрутуЗаправиться рекомендую в Иссе (Лукойл, Роснефть). Трасса ночью пустая, днем есть фуры, но обгонять вполне комфортно. Есть побитые места и коллейность (06.2020) на участках между Калинино-Шумерля, ямы на Алатырь-Ардатов. Гаишников очень мало, в основном на объездной Саранска, на выезде с Ардатова, в Комсомольском и Чамзинке. В Чамзинке асфальт отличный, но скорость ограничена 40 км/ч. Можно с Комсомольского сразу поехать на Р-178, но там дорога в ямах-заплатках, около ЖД переезда сильно продавлен асфальт от тяжеловозов и длинее на 4км, по времени объезд займет столько же. Объездная Саранска в поперечных трещинах, но почти все уже отфрезеровали и вовсю делают ремонт. В остальных местах хайвей. FAQ по Саранску Альтернатива дороге Чебоксары-Шумерля (+10км)Чебоксары-Шумерля По M7 отличная дорога, после Юнгапоси, после съезда с федералки есть участки "стиральной доски." Дорога гораздо меньше петляет, машин гораздо меньше, поэтому и ехать комфортнее.
Альтернатива дороге Порецкое-Саранск (Обьездная) через Кемлю (+0км)Порецкое-Кемля-Саранск Из Порецкого в Сеченово держаться главной дороги по указателю на Нижний Новгород. Дорога в целом хорошая, но есть участок около 1-2 км стиральной доски из нашлепок асфальта. Протяженность участка 2-3 км
2.А Ковылка-Богучар (410 км) (качество покрытия 4 из 10, местами дорога сильно разбита) Ковылка - Инжавино - Уварово - Чащинские Дворики - Грибановский - Верхний Карачан - Новохоперск - Банное - Мужичье - Калач - Богучар. Пояснение к маршрутуНа данный момент, по качеству полотна, предпочтительнее маршрут 2.Б. Заправиться до полного рекомендую в Инжавино (Роснефть), потом на M4. Перед Уварово 10 км залатанный лепешками асфальт, едем до Р22 через Чащинские Дворики, там сделали новый асфальт, потом до Грибановского "уставший" асфальт. Грибановский можно проехать насквозь. Далее до Богучара щербатая дорога, кликай фото. Участок дороги Банное-Централь c большими ямами. Гайшников на всем участке не видел не разу. По дороге одни колхозы, поля подсолнухов. Перед Богучаром понтонный мост через Дон, пузотерки проезжают, но в засушливое время, при низком уровне воды, можно шаркнуть свесом/днищем. Гугл-фото понтонного моста через р.Дон перед Богучаром
Альтернатива дороге Инжавино-Уварово (+35 км)Ковылка-Уварово можно ехать через Рассказово-Ржакса, дорога длиннее на 35км, но покрытие ровное. Большей частью идет бетонка, на стыках колеса шлепают. Днем можно идти выше 120 км/ч.
2.Б Ковылка-Богучар (500 км) (качество покрытия 9 из 10).. Ковылка - Рассказово - Тамбов (южная объездная) - Новая Усмань - обход Лосево и Павловска - Богучар. Пояснение к маршрутуучасток альтернативен 2.А. По 2.Б ехать предпочтительнее. Дорога длиннее, но покрытие на всем протяжении на хорошо и отлично, за исключением некоторых участков на объездной Тамбова (через город нормально) и неожиданных ям на M4 правой полосе (держитесь всегда в потоке на левой полосе). Заправиться лучше в Кирсанове или Рассказово на Роснефти. Привал лучше планировать до M4, есть хорошие сосняки в Тамбове и Рассказово, типа нашего Заволжья.
3. Богучар - Крымский мост (790 км)(качество покрытия 9 из 10) Если нужно в Крым, сворачиваем с М4 на станицу Кущевская или Кисляковская, потом на Ленинградскую - Каневская - Тимашевск (объездная) - Славянск-на-Кубани - Темрюк - Мост. Пояснение к маршрутуЗаправляться на выезде со станицы Ленинградская (Роснефть, Лукойл) и Темрюке до полного бака. После Темрюка есть АЗС в Голубицкой, но там большие очереди. По последней информации открылась АЗС перед мостом. Тимошевск объезжаем по объездной как на карте, т.к. на ЖД переезде заторы. Иногда там стоят до часа (!), а развернуться места нет, читать - гаишники не дремлют. По станицам их много, пасут сплошную. Дорога отличная, но двухполоска и часто петляет. Есть участки по 40 км/ч. Но после M4 на ней отдыхаешь и уже чувствуется запах моря )). Большой трафик начинается после Славянска-на-Кубани, идет один сплошной караван. Видео объезда Брюховецкой и Тимашевска в пик сезона (+20км) Маршрут Данный проезд может быть рассмотрен по факту, лето покажет его значимость.
Проезд на курорты КККому надо на курорты КК, то в Славянске-на-Кубани сворачиваем на Крымск, либо по М4 до самого моря на Джубгу. Трафик везде большой, тут не угадаешь.
Плохие участки дорог / ремонты к Черному морю.Карта убитых дорог России 2015 Дорогу в Чащинских Двориках закатали в новый асфальт. Есть участки с плохой "уставшей" дорогой около Посевкино. 2017 Участок дороги от Банное до Централь с большими ямами. 2018 Урюпинск-Казанская дорога сильно разбита 2020 Разбит участок от Алатыря в сторону Ардатово. 2020 Мокшан-поворот на Каменку - Ремонты 2020 ремонты на трассе M4 1)Ремонт моста в Каменске. По две полосы в каждую сторону. N 48.305761 E 40.311059. 2)ремонт моста на жд путями. По одной полосе. N 48.044292 E 40.259300 3)ремонт моста. По одной полосе. Пробка из Москвы. N 47.880739 E 40.210642. 4)ремонт моста. По одной полосе. Пробок небыло. N 47.445609 E 39.974332 2020 ремонт 10 км после Саратова в сторону Волгограда
Прочие альтернативные маршруты: АМ1. Пенза-Саратов-Камышин-Волгоград Описание маршрута Дорога отличная. Ближе к Волгограду похуже, разогнаться не получиться, все едут по двухполоске со сплошной.
АМ3. Волгоград-Котельниково-Сальск-Тихорецк-Кореновск-Краснодар Описание маршрута До Котельниково ямы заделали. На малом профиле или с жёсткой подвеской будет некомфортно до Сальска, потом нормально. Мало брендовых заправок. Дорога очень скучная, монотонная, трафик ниже среднего, двухполосная.
АМ4. Пенза-Инжавино-Борисоглебск-Михайловка-Суровикино-Морозовск-Волгодонск-Сальск-Тихорецк-Кореновск-Краснодар Описание маршрута До Борисоглебска, см. описание выше. Далее до Михайловки новая дорога. После Михайловки до Суровикино идет практически пустая дорога. Много шишек на асфальте. Особо не разгонишься. Суровикино-Морозовск отлично. Потом до Зимовники на 3-4. Не вздумайте с Волгодонска уходить на Ростов, дорога сначала радует, потом ямины (2016) и бешенный трафик с местными джигитами вплоть до M4.
Выехали из Чебоксар 20.07 в 4 утра (Тигуан, 1.4. Механика). До Алатыря спокойно, скорость 100-110. 8 утра Саранск - объездная разбита, трафик средний, неадекватные местные, разметки на дороге нет, до границы с Пензенской областью дорога не очень, по Пензенской области до Тамбовской отлично, трафик слабый. р209 Белинский-Пересыпкино-Кирсанов ремонт дороги, 6 участков с реверсивным движением.195 км Р209 ремонт моста, трафик средний. Стояли 2-5 минут в каждом месте. Навигатор предлагает в объезд Белинский - Тамала - Улет - Кирсанов. 14.00 Новая Ляда 700 км. до Воронежа дорога средне. далее 3 платных участка 40, 170,80 рублей, движение не плотное. До Лосево 8 км толкались 30-35 минут (причина пробки не понятна). Самые наглые по обочине и полевой дорогой за кустами. С 20.00 до 20.40 покушали в кафе "Рандеву" - первое 90-110, гарнир 50-70, мясное от 200 (брали суп-лапша с курицей, картошку жареную - горячее в дороге надо, ждать 10-15 минут, качество нормальное). Доехали до Богучар к 22 (трафик плотный, темп движения рваный с направленным резким торможением). Остановились в мини-отеле "Зодиак" (тел. 89525488938 не реклама ).1500 руб номер 2-х ярусная кровать + двуспальная. душ, туалет на этаже. Номер простой, есть телевизор, кондиционер. Отель рядом с трассой М4 (с открытым окном шумновато), недорогой завтрак (2 порции гречки, 3 яичницы, 3 натуральных сваренных кофе 380). Если там будете ночевать, выезжать не позже 4-х утра, мы как раз вовремя Ростов проскочили, перед ремонтом дороги (были в 7 в Ростове), участок 1010-1020км М4 разбит. С ночи проехали около 500 (всего 1670). С М4 свернули на кисляковскую, покушали в 8.30 в поле, едем дальше ленинградская-каневская - Тимашевск и т.д. До переправы 330. По навигатора объехали Брюховецкую, повел полями - машин очень мало, дорога асфальт на 4, 4+, скорость 40-120, петляет местами сильно. Навигатор полями в объезд Тимашевска ведет на Славянск на Кубани. С Васильковский до Славянска много гайцев, тормозили с московскими номерами. Славянск на Кубани центр пробки, поехали по объездной. Темрюк нормально, поток плотный. Электронная регистрация не работала, не было света. Появился свет, дали посадочные талоны - простояли 30 минут. Едем (15.00) в отстойник на погрузку. Итого 2000 км +-20.
Немного с опозданием отпишусь. Выехали из Чебоксары 01.07.19 в 8.05, до Шумерля дорога 4-5 из 10, до Алатыря на 6-7 (2 часа 15 минут). Поехали через Сурское, примерно за 20 км до него (около Княжухи), участок около 10 км - дорога разбита (на 3), но скорость 110 км/ч держали без проблем. Студенец-Сурское - на 4. Машин очень мало. Сурское - Саранск дорога хорошая на 8-9, машин мало. Ближе к городу трафик плотнее. Объездная Саранска - много местных тормозов. Саранск - граница области - узкая дорога, мест для обгона очень мало, и в основном очень короткие. Фуры, бензовозы. Дорога 7-8. До поворота на Мокшан местами ремонт дороги (Ивановка). На Мокшан новый асфальт 7-8, узко, машин почти нет (13.30). АЗС Лукойл после Мокшана (АИ-95-К5 по 47.07), поворот с М5 на Каменки 4 км новый асфальт дальше заплатки 3км (3-4), далее дорога лучше 5-6. Машин почти нет . Белинский объезжать по трассе дорога 7-8. До Кирсанова трасса один реверс, стояли 5 минут. До этого среди строительной техники стоит радар (86-87 км). После поворота на Инжавино дорога 5-6. После Инжавино военно-полевая км 15, на 2-3, затем нормальный асфальт на 6-7, и опять заплатки, машин мало. Далее через Уварово, Чащинские дворики, до М6 много ям. М6 на 8, узко, до ремонта, реверс - проехали сразу, далее на 6-7, местами шишки. Фуры. До Озерного 6-7, далее на 3-4 - заплатки, шишки. Далее Новохоперск, Полежаевский, Банное, Высокий, Мужичье - большие ямы, дорога на 2-3, Березовка, Воробьевка, много дорог через населенные пункты, с ограничениями скорости 40 км/ч. АЗС Лукойл Калач (АИ-95-К5 по 47.74), после дорога на 4-5. Проехали 1100км, остановились в гостинице "Зодиак" в Богучарах рядом с трассой (машин не слышно), мест свободных много было. Взяли номер с 2 односпальными кроватями, кондиционер,телевизор 1,5 т.р. душ, туалет в коридоре. С душем и туалетом в номере от 2 т.р. Кровати сдвинули и поперек 2 взрослых и один ребенок нормально поспали. Утром завтрак (гречка с яичницей и натуральным кофе) 450 на троих. Выехали в 8.06, трасса М4 - покрытие на 8-9, достаточно загружена. Много тех кто едет с небольшой скоростью по левой полосе при свободной правой и дорогу не уступают. Фуры очень часто идут на обгон при подъеме - и сами не могут набрать скорость, и не пускают никого. 1091-1119км М4 платный участок - 60 рублей. Перед Ростовым пробка - толкались минут 30, скорость 5-10 км/ч. Пообедали в Аксае (кафе "У рощи") - 550 на троих, хозяева - армяне. Далее трафик средний, покрытие 7-8. С М4 ушли через станицы Кисляковская, Ленинградская, Каневская. Гайцев не было, машин мало. Тимашевск немного потолкались, на выезде АЗС Лукойл (АИ-95-К5 по 50.04). Славянск на Кубани через город, пробок не было. Потом на Крымский мост в объезд Темрюка. После Старотитаровской ремонт дороги - поехали через населенный пункт. Дорога до развилки мост-порт Кавказ узкая, покрытие на 4-5, трафик плотный, много фур. После развилки до моста дорога отличная, машин очень мало, мест остановки нет (мост прошли в 19.30). Перед мостом есть АЗС Лукойл с обеих сторон, бензин дешевле (точную цену не помню, не заправлялись). В Керчи заехали в магазин ПУД, потом навигатор повел через Приозерное с выездом на трассу Таврида - дорога на 2-3, много ям. Трасса Таврида покрытие 7-8, много участков со встречным движением из-за строительства дороги (на картах навител от 09.04.19 почти все развязки не показаны, ехали через Яндекс). В районе Батального ушли в сторону Семисотки - дорога на 3-4. Приехали в Каменское в районе 22.20. Пробег от Чебоксары около 2030 км. Хотели вторую часть отпуска провести на Чёрном море, съездили 6 июля в район Приморского - сильный холодный ветер, холодное море, волна. Решили остаться на Азовском - вода 24-26, мелко. 2 последних дня медузы.
... Далее через Уварово, Чащинские дворики, до М6 много ям...
видео дороги в районе этого участка https://127.0.0.1/video/WaZ8zlz9yYY Говорили, что дорога была нормальная. Вот и поехали этим маршрутом. Может у нас и слишком предвзятое отношение к качеству покрытия дороги, но обратно поедем по М4 Ростов - Воронеж - Тамбов.
Был вопрос по развязкам трассы Таврида в Крыму. Посмотрел сейчас в Навителе (карты от 09.04.19, качал с торрента) - при увеличении карты развязки в районе Керчи и Приморского показаны, но при движении показывается общий вид трассы без развязки и навигация идет по ней.
Если не изменится погода уедем на Краснодарский берег, потому что тут не вариант при такой погоде отдыхать...
поезжайте на азовье. В районе Каменского (с Тавриды в районе Батального съезд) море теплое. Иногда медузы бывают. Ветер по верху идет - на пляже можно нормально загорать. Вернулся сегодня с моря в Чебоксары в 2.30 ночи. По маршруту отпишусь днем...
Обратная дорога из Крыма 12-14 июля 2019 г. Выехали из Каменского в 10.30. Трасса Таврида достаточно плотный трафик, много транспорта едущего с небольшой скоростью. Ехали до Керчи 1,5 часа, среди дорожной техники 4 радара на участках с ограничениями. Заехали в ПУД за продуктами в дорогу (30 минут). Крымский мост и дорога до поворота на порт Кавказ свободна, далее узкая, много фур. После моста АЗС Лукойл много машин (АИ-95-К5 по 48.43) В районе Старотитаровской ремонт дороги, проехали через центр - ничего не выиграли. Коржевский, трасса, Славянск на Кубани (дтп, пробка), Тимашевск - плотный трафик в обе стороны, много гайцев. 6 часов 310 км. Перед Тимашевском пробка 3 км, несколько поездов подряд, центр весь красный. По объездной большая пробка перед переездом (17.30). Проезжали минут минут 45-50. Далее по станицам на Кисляковскую достаточно свободно. В районе Каневской много гайцев. М4 после платника перед развязкой на Ростов пробка 2 км. Хочешь сделать пробку - поставь регулировщика!!! Аксай - плотный трафик. АЗС Лукойл 1015 км М4 (АИ-95-К5 по 49.04). Каменск-Шахтинский из-за ремонта дороги пробка 3-4 км, толкались около часа. Прошли около 730км. Около 23.30 остановились на ночь в х.Лесной. 3х местный номер 2500. Удобства в номере, 2 кровати, телевизор, кондиционер, но стены картонные. До 2х ночи сосед-дальнобой опылял ночную бабочку, потом храпел всю ночь. Трасса слышна хорошо. Не рекомендую там останавливаться. Все не выспалась. Выехали в 8.40 и по М4 летели 130-160, нагоняли вчерашнее потерянное время, ДПС на стационарных постах много, камеры. В Верхнем Мамоне на объездной ремонт моста, сужение дороги до Павловска, Лосево - трафик плотный, проехали достаточно было, встречка стрчоа. Далее 2 по 100 рублей платных участка до Новой Усмани. Немного ушли полями (на обед) и вернулись на дорогу Р193 на Тамбов - покрытие на 7-8, машин мало. 2 реверса - 3-4 минуты простояли. Тамбов через город прошли быстро, до Новой Ляды на жд переезде пробка км на 3. До и на объездной Рассказово дорога на 4-6, местами новый асфальт. После - реверс и несколько участков с ремонтом дороги до Репьевки. Сплошная временная разметка с зонами "обгон запрещен", но местным на это наплевать. Дорога по одной полосе в каждую сторону. Фуры, попутный трафик достаточно плотный, встречный - редко, дорога на 5-6. Далее на 6-8. В районе моста через Малый Чамбер - реверс. Много треног. После Каменки заплатки , на 3-4 км, затем участок около 15 км на 6-7 и около Андреевки-Лоски заплатки, на 2-3. И до М5 новый асфальт. На М5 км 10 временная сплошная, верхний слой асфальта снят, покрытие на 7-8. Много фур. Мокшан - Р158 мало машин (19.30), на 6-8. Р158 снятый асфальт, временная сплошная разметка, на 6-7. Машин мало. В районе поворота на Рузаевку АЗС Лукойл (АИ-95-К5 по 45.99). Объездная Саранска и на Ичалки. Дорога до Смольного хорошая, на 6-7, далее на участке через лес, в райне Калыша-Протасово - стиральная доска, ямы шишки, покрытие на 2-3, км 5-6, скорость около 40 км/ч. Большое Игнатово (через поселок), Булдаково, Торговое и Верхнее Талызино, Сеченово, Мурзицы, Порецкое - покрытие на 6-7, машин очень мало (00.00). Мост через Суру - реверс. Далее до Чебоксар через Шумерлю, Калинино. Дорога от Ичалки до Чебоксар практически вся в тумане. Особенно сильный был в Дубовке, очень красиво. В Чебоксары приехали в начале третьего. Общий пробег 2077 км. Чуть больше чем через Инжавино - Новохоперск, плюс 2 платных участка, но ехать намного комфортнее. На бензин в обе стороны (общий пробег около 4350км) потрачено 12,5 т.р. (Тигуан, механика, 1.4). Всем удачи в дороге!
Вернулись из поездки в Крым. Туда: Чебоксары - Калинино - Ибреси - Алатырь - Атяшево - Чамзинка - объездная Саранска (на въезде ремонт дороги) - дорога на Пензу - Саловка - (длинный участок с ремонтом дороги, реверсом и временными знаками "обгон запрещен", в засаде сидят гайцы - ловят обгоняющих) - Колышлей - Сердобск - Ртищево - Аркадак - Балашов - Борисоглебск (несколько реверсов, что-то проскакивали, где-то стояли до 5-7 минут). Далее навигатор повел через: Урюпинск - Нехаевская - Казанская - выезд на М4 в районе Нагибина - этот участок крайне не рекомендую, дорога разбита. По М4 до Кущевской 4 платника - 520, 200, 380, 120. В Кущевской попали на закрытый мост, вернулись на М4. Далее Кисляковская - Ленинградская - Тимашевск - Славянск на Кубани (плотный трафик) - Коржевский (большая пробка) - Юровка - Старотитаровская (плотный трафик) - Тамань. Перед досмотром потолкались минут 20-25, досмотр около 30 минут - Крымский мост - Керчь (заехали в город, затарились продуктами, купили местную симку "Волна". Обратите внимание на тарифы! Разводят приезжих!!!) - пригород Феодосии. Выехали из Чебоксар 8.30, доехали до места в 16.00, пробег немного менее 2000 км за 31,5 час. Местами в Саратовской области, участки М4, около Ростова, Керчи и км 50-60 после нее нет сигнала GPS. На трассе "Таврида" достаточно много камер, антирадар их не видит из-за отсутствуя GPS, поймали 2 штрафа.
Обратно решили глянуть новые территории, да и на выезде были большие пробки перед мостом: Желябовка (заехали на оптовый рынок за фруктами) - Джанкой (объездная) - разбитый участок с большим количеством военных колонн, скорость 60-70 - погранпереход Чонгар (проверка документов) - хорошая дорога на Мелитополь (есть объездная, поехали через город) - Бердянск (объездная) - Мариуполь (через город, много восстановлено, но на выезде в пригороде жесть!). От Чонгар до Мариуполя насчитали 12 постов КПП с проверкой документов, останови 2 раза) - участок до бывшей границы со снятым асфальтом, 1 полоса, обгон запрещен, плотный трафик, ехали в районе 20-23 часов, скорость не более 60 - погранпереход с проверкой документов и осмотром машины (потеряли 30-40 минут) - Таганрог - М4 (2 платники - 480, 150) - не доезжая Богучар ушли на Дядин - Богучар - понтонный мост - Калач - Новохоперск - Борисоглебск - Балашов - Аркадак - Ртищево - Сердобск - Колышлей - имитация ремонта дороги с реверсами и гайцами - Саловка - объездные Пензы - Саранска - Ромоданово - Ичалки - Верхнее Талызино - Сеченово - Мурзицы - Порецкое - Шумерля - Калинино - Чебоксары. Выехали в 12.00, на месте около 18.30, пробег 2060 км за 30,5 часов. Туда и обратно остановки только на АЗС и перекусить своим.